Возможность самостоятельного успешного усвоения новых. Формирование универсальных учебных действий и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном процессе. Тема МО начальных классов

Федеральный государственный стандарт (ФГОС) - совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ.

Непременным требованием ФГОС является формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках и во внеурочной деятельности.

УУД учат учиться, то есть развивают способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Овладение учениками универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

К функциям универсальных учебных действий относятся:

ü обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять такое действие как учение, ставить перед собой учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

ü создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

ü обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания и создать навигацию проектирования универсальных учебных действий, которыми должны овладеть учащиеся.

Логика развития универсальных учебных действий строится по формуле: от действия к мысли . Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создаёт возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т.е. умения учиться. Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем заключается задача школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) – вот та задача, в решении которой сегодня в школе замены нет. В общественном сознании происходит переход от понимания социального предназначения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы.

Универсальные учебные действия (УУД) – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Приоритетной целью школьного образования становится развитие у учащихся способности самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий. Современное образование требует четких ответов на ключевые вопросы : для чего (цели и ценности), чему (содержание) и как (технологии) необходимо учить подрастающее поколение.

Для жизнедеятельности человека важно не наличие накоплений впрок, запаса какого-то внутреннего багажа всего усвоенного, а проявление и возможность использовать то, что есть, то есть не структурные, а функциональные, деятельностные качества. Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся , обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться ». В связи с этим важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Термин «универсальные учебные действия» (УУД):

Ø в широком значении означает способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

Ø в более узком (собственно психологическом значении) определяется как совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В Программе развития универсальных учебных действий выделены четыре блока УУД.

1. Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:

Действие смыслообразования;

Действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.

2. Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

 целеполагание;  планирование;  прогнозирование; контроль в форме сличения способа действия и его результата;  коррекция;  оценка.

3. Познавательные УУД включают: общеучебные, логические действия, действия постановки и решения проблем.

Логические действия имеют наиболее общий характер и направлены на установление связей и отношений в любой области знания. В рамках школьного обучения под логическим мышлением обычно понимается способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение как построение рассуждения с использованием различных логических схем). Номенклатура логических действий включает: 1)сравнение (с целью выделения тождеств различия, определения общих признаков и составления классификации);

2) опознание (с целью их включения в тот или иной класс);

3) анализ – выделение элементов и «единиц» из целого, расчленение целого на части;

4) синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

5) сериация– упорядочение объектов по выделенному основанию;

6) классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака; 7)обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

8) доказательство – установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

9) подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез.

4. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Приёмы формирования универсальных учебных действий

Важным УУД является обучение приемам поиска информации – одна из самых востребованных на практике задач. Основные современные источники информации – это глобальная сеть Интернет и печатные источники. По-прежнему важным и надежным источником информации являются печатные источники и, в первую очередь, учебники. Рекомендуются разнообразные приемы работы с текстом учебника:

o найди место в учебнике, где описывается объект, представленный на рисунке;

o уточни текст, упрости его, так, чтобы смысл не потерялся (упражнение «редактор»);

o поставь вопросы к данному абзацу;

o составь суждение по тексту параграфа;

o выдели ключевые слова в отрывке текста;

o расскажи по опорным словам (разверни информацию);

o заполни «слепой текст» терминами из изучаемой темы;

o создай таблицу (сверни информацию);

o составь план изучения темы;

o составь набор понятий темы;

o составь предложения по теме, используя слова «так как», «потому что», «следовательно», «если, то»;

o зашифруй понятия темы в символы, систему или последовательность символов;

o составь разные предложения с одним и тем же понятием.

Для формирования и развития умения «свертывания» информации можно использовать алгоритм составления схемы:

запишите тему, выделите ключевые слова;

найдите основные разделы текста, дайте им названия;

установите взаимосвязи (стрелки, блоки);

приведите примеры.

Формирование УУД на разных этапах урока

I. Проблемная ситуация и актуализация знаний .

Пример № 1. Как вы думаете…? Какие ассоциации у вас возникают, когда ….? Что должны знать люди об…?).

Регулятивные УУД: умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему.

Личностные УУД: умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

II . Совместное открытие знаний .

Пример № 2. В … году …. изучал …. Какие свойства и признаки … описаны в рассказе? Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для изучения данных …? Попытайтесь сформулировать тему и цели урока.

Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цель учебной деятельности. Пример № 3. Рассмотрите... Сравните... В чем их отличие? Найдите … в учебнике, как называются …? Почему?

Пример № 4. На доске представлены модели... На обратной стороне модели имеется буква. Если правильно подобрать пары – название и форма – получится слово, которое обозначает …(ключевое). Сопоставьте формы и их названия и составьте кластер…

Познавательные УУД: умение использовать знаково-символические средства, выполнять действия по алгоритму, умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Пример № 5. Познавательные УУД: умение владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

Чтение текста с последующим выполнением заданий:  Для чего вам могут пригодиться знания о …? Сделайте вывод о значении … и запишите его в тетрадь.

III . Самостоятельное применение знаний .

Пример № 6. Задание: закончите предложения, используя текст параграфа.

Задание. Соотнести определения с изученными терминами и понятиями.

Познавательные УУД: умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

IV . Рефлексия.

Пример № 7. З акончите предложения и оцените работу товарища по парте.

1. А вы знаете, что сегодня на уроке я…

2. Больше всего мне понравилось…

3. Самым интересным сегодня на уроке было...

4. Самым сложным для меня сегодня было...

5. Сегодня на уроке я почувствовал...

6. Сегодня я понял...

7. Сегодня я научился...

8. Сегодня я задумался…

9. Сегодняшний урок показал мне...

10. На будущее мне надо иметь в виду...

Личностные УУД: умение оценивать усваиваемое содержание.

Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Опираясь на данную теорию, считаю, что развитие и поддержание детской любознательности - одна из важнейших задач в образовании . А умение закрепить, осознать, довести своё дело до конца, понять, зачем это нужно, и оценить объем своих знаний - основные цели современного урока. Основной задачей учителя является научить ребенка учиться, т.е. сформировать у него навык выполнения универсальных учебных действий (УУД).

УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, т. е. умение учиться. Следовательно, особое внимание необходимо уделить размышляющему, «думающему» наблюдению, слушанию или чтению, в ходе которых ребенок учится выделять в предъявленной информации значимое, вступать в продуктивное общение, слышать людей.

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Это требует грамотного подхода к содержанию урока. Когда учитель готовится к современному уроку, перед ним встаёт ряд вопросов:

  1. Какие УУД необходимо сформировать на каждом этапе урока?
  2. Использование каких технологий способствует формированию УУД?
  3. Как построить урок, чтобы он способствовал формированию УУД, формированию умения учиться?

На уроках русского языка и математики проще формировать УУД. Сложнее обстоит дело с литературным чтением. Казалось бы: читай, рассуждай, меняй виды деятельности. Но достаточно ли этого для урока чтения?

Согласно распространенному мнению, любое действие ученика, совершаемое им на уроке, - это учебная деятельность. Но в основе учебной деятельности лежат познавательные мотивы и интересы. И всегда ли ребенку интересно то, что он читает на уроке? Всегда ли он понимает, для чего он это читает? Нет, только тогда, когда учитель создаёт необходимые для этого условия.

Первостепенная задача педагога - создавать необходимые условия на каждом этапе урока (актуализация опорных знаний; постановка учебной проблемы; формулирование проблемы, планирование; открытие нового знания; применение нового знания; рефлексия) для формирования УУД , продумывать систему вопросов и заданий, способствующих их формированию. От учителя требуется уже с самого начала урока знать, чему должны научиться его ученики, а ученик только в конце урока оценит свою работу и сделает вывод о результате своей работы.

Приведу пример формирования УУД на уроке литературного чтения в 4 классе по теме «Правда и вымысел в былинном сказе «Садко».

Уже на этапе актуализации опорных знаний и постановки учебной проблемы , прежде всего, необходимо создать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает из прочитанного, и, самое главное, захотел узнать и, по необходимости, перечитать.

На данном этапе урока я использовала подводящий диалог, технологию проблемно-диалогового обучения с целью формирования:

  • логических УД (анализ объектов с целью выделения признаков; выбор оснований для классификации);
  • общеучебных УД (поиск информации, смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентации учащихся в системе личностных качеств героя);
  • коммуникативных УД (контроль и оценка действий своих и одноклассников).

Чтобы решить проблему, необходимо было провести анализ и синтез, прибегнуть к рассуждению, что требует сформированности качеств ученика.

Были заданы вопросы:

  • Кто является героем былины?
  • Какими качествами обладает былинный герой?
  • Почему Садко является былинным героем, хотя не обладает силой богатырской? (дети приходят к выводу, что он мастер своего дела, за что любим народом)
  • Чем былина отличается от сказки? Приведите примеры из текста.

У детей появляется внутренняя потребность и мотивация узнать, понять, в чём противоречия. Начинается процесс мышления. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей.

Этап формирования проблемы проводится с целью побуждения учеников к поисковой деятельности и постановке учебной задачи. Осознанное выполнение заданий, прослеживание связи между целью и мотивом способствовали формированию личностных УД. А постановка УЗ и планирование своей деятельности на уроке с учетом УЗ способствовали формированию регулятивных УД.

Были заданы вопросы:

  • Что общего в былине и сказке?
  • Ложь и вымысел - это одно и то же?
  • Чего больше в былинном сказе - правды или вымысла?

На данном этапе урока у детей происходит осмысление прочитанного текста, процесс сопоставления прочитанного с реальными известными фактами. Появляется потребность работать, зная и понимая УЗ. Возникает вопрос: «Как я буду узнавать?»

Ученики самостоятельно распределяют задачи каждого члена группы. Этому способствовует технология сотрудничества. На данном этапе знания, полученные на уроках окружающего мира, интегрируются на уроке литературного чтения. Учитель создаёт условия для поисковой деятельности, незаметно поправляя, подсказывая, создавая ситуацию значимости ученика в группе.

Перед группами стояла задача выбрать из текста факты вымысла и действительных исторических событий. Перед каждым учеником встал вопрос: «Что я узнаю?»

Работа со словарём, картой, обсуждение и вычленение необходимой информации, выявление причины и следствия явлений способствуют формированию познавательных УД; самоконтроль - регулятивных УД; одновременная активизация внимания в связи с необходимостью сосредоточиться на принципе классификации - общеучебных УД; определение общих для всех правил поведения, правил работы в группе - личностных УД.

Самый захватывающий этап урока - это этап применения новых знаний и рефлексии . Здесь ученики блещут приобретёнными знаниями. Оказывается, что некоторые слова, неизвестные ранее, означают предметы, которыми мы пользуемся и сейчас (шпинёчки, карбасок). Оказывается, что в былинном сказе «Садко» больше правды, чем вымысла. Правда в былине перекликается с историческими фактами (путь из варягов в греки, река Чернава, река Нева, Ладожское озеро, Ильмень-озеро и др.), а вымысел был использован для сказочности и загадочности событий.

Вся работа проводилась в форме дискуссии, что позволяло развивать у детей способность аргументировать свои доводы, принимать другую точку зрения и быть готовым изменить свою. Эта работа способствовала формированию коммуникативных УД, регулятивных УД, личностных УД.

Самый сложный для учеников этап, этап рефлексии , ставит перед учениками вопросы: «На каком уровне я узнал?», «Что я узнал?». А для учителя это самый ответственный этап. Для чего ученики работали весь урок? Что удалось учителю сформировать за урок? Сложные вопросы.

Перед тем как оценить свою деятельность и деятельность своих учеников, учитель задаёт вопрос: «Зачем мы читаем былины?»

Учащиеся осознают, что былинный сказ не просто текст для прочтения, а исторические события с вымыслом; что, читая былины, мы знакомимся с историей своей страны и русским народным фольклором, у детей формируется интерес к таким произведениям, появляется желание прочитать другие былины и найти в них исторические факты.

Не это ли является целью учителя на уроке? Ученики же, оценивая свою деятельность на уроке, проявляют активность, удовлетворенность своей деятельностью и деятельностью своих товарищей. Вся работа, проведенная на уроке, является подготовкой к проектно-исследовательской деятельности, где раскрывается практический навык поиска информации, связанный со свободным ориентированием ребёнка в тексте, словаре и в других источниках.

Принципы обучения системы Л.В. Занкова - хорошая основа для развития всех видов УУД, и все же многое зависит от учителя. Но чтобы добиться этого, необходимо принять в качестве аксиомы утверждение о том, что цель обучения - развитие личности ребенка . Это означает, в первую очередь, осознание ребенком смысла процесса обучения (в данном случае - процесса прочтения). А это и есть условие реализации нового ФГОС.

Ведущая роль в учебной деятельности принадлежит учебным умениям, благодаря которым ученик познает объективную реальность, обогащает свой опыт, овладевает средствами воздействия на окружающую действительность.

Наиболее перспективным направлением развития современного среднего общего образования признано формирование общеучебных умений и навыков учащегося, овладение которыми открывает возможности для широкой ориентации учащегося в различных предметных областях, обеспечивает потребность личности к непрерывному саморазвитию и самообразованию на протяжении всей жизни. Исходя из этого, в контексте настоящего исследования общеучебные умения и навыки представляют особый интерес.

Специфика общеучебных умений проявляется в том, что они носят общенаучный характер и являются универсальными способами получения и применения знаний, в отличие от предметных умений, которые являются специфическими для той или иной области познания (И.Я. Лернер, Н.И. Лошкарева, В.В. Краевский, А.В. Усова и др.). Данный факт доказывает правомерность использования современной наукой в качестве термина «общеучебные (обобщенные) умения и навыки» синонимичных ему понятий «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», «метапредметные действия» и «универсальные учебные действия». В настоящей работе данным категориям также придается отождествляющее значение.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Универсальные учебные действия создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом информационно-коммуникационные технологии позволяют говорить о более эффективном формировании универсальных учебных действийу учащихся.

Универсальные учебные действия должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного образовательно-воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.

Целью их применения является усиление интеллектуальных возможностей человека в новом информационно обществе, к которому идет цивилизация, а также интенсификация и повышения качества обучения на всех ступенях системы образования, стремление к развитию способности школьников к саморазвитию и самосовершенствованию.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться». Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Актуальность формирования УДД обусловлена:

  • - новыми социальным запросам, отражающим трансформацию России из индустриального в постиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;
  • - требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании;
  • - социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться

Универсализация содержания общего образования позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе:

  • - формирование культурной идентичности учащихся как граждан России;
  • - сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы;
  • - обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях;
  • - достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России;
  • - формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Таким образом, в ходе изучения научной литературы нами выделены особенности универсальных учебных действий, которые проявляются в том, что действия:

  • 1) носят надпредметный и метапредметный характер;
  • 2) обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
  • 3) лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;
  • 4) обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося;
  • 5) обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития, саморазвития и самосовершенствования личности.

Проблема формирования универсальных учебных действий учащихся определяется стратегическим курсом современной личностно-ориентированной парадигмы образования. Новый подход направлен на обеспечение в учебном процессе условий для развития личности учащихся, исходя из их индивидуальных особенностей как самостоятельных субъектов познания. Данное положение исходит из исследований многих педагогов и психологов, оно включено и в ФГОС второго поколения.

В основу ФГОС заложен системно-деятельностный подход, который предполагает признание существенной роли активной познавательной деятельности учащихся, выстраивающейся на основе универсальных учебных действий. В результате у учащихся должна быть сформирована способность применять полученные знания, умения и навыки для решения теоретических и практических задач.

Любые личностные преобразования осуществляются в деятельности, поэтому организация самостоятельной работы учащихся, руководство ею - важная задача, стоящая перед учителями общеобразовательных школ. Одним из средств формирования самостоятельности школьников могут являться универсальные учебные действия, ориентированные на развитие познавательной активности и самостоятельности, способности быстро находить и обрабатывать информацию, взаимодействовать с другими людьми и т.д.

Универсальные учебные действия формируются в результате взаимодействия обучения всем учебным предметам, в каждом из которых преобладают определенные виды деятельности и, соответственно, определенные виды учебного действия.

Формирование универсальных учебных действий в процессе обучения - достаточно новая проблема для методики обучения общеобразовательным предметам. Вместе с тем, в школьной практике формированию универсальных учебных действий уделяется все большее внимание. Поэтому важным представляется исследование современного состояния проблемы формирования универсальных учебных действий в целях выяснения перспективы развития данного вопроса в педагогической науке и обоснование теоретических основ непрерывного образования в современном обществе.

В рамках исследования кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена приняли участие 70 учителей и 170 учащихся 7-х классов школ городов России .

Анализ ответов респондентов позволяет сделать следующие выводы: 63% учителей неверно определяют понятие «универсальные учебные действия» или толкуют его с допущением ошибок. А 13% опрошенных оставили данный вопрос вообще без какого-либо ответа. Такие показатели могут быть вызваны лишь формальным ознакомлением педагогов с новыми нормативными документами и негативным отношением к изменениям в образовательной сфере, уже устоявшимся в нашей стране.

При этом подавляющая часть (77%) опрошенных педагогов считает, что развивать универсальные учебные действия в общеобразовательных школах необходимо.

Отвечая на вопрос о том, насколько часто учителя руководствуются принципом формирования универсальных учебных действий на практике, 43% отвечают, что систематически развивают универсальные учебные действия на уроках. 39% обращаются к формированию универсальных учебных действий лишь эпизодически. Совсем не развивают универсальные учебные действия или затрудняются ответить около 17% респондентов.

Не все педагоги, считающие необходимым развивать универсальные учебные действия на уроках, осуществляют эту деятельность в реальной практике. Содержание различных школьных предметов и соответствующие методы и технологии обучения имеют определенную специфику. Поэтому было важно выявить, какие виды универсальных учебных действий, по мнению педагогов, преимущественно развиваются применительно общеобразовательным предметам.

Подавляющее большинство опрошенных учителей (91%) считают, что наиболее значимым для школьного образования является развитие познавательных универсальных учебных действий. Уделять внимание коммуникативным и личностным универсальным учебным действиям, по их мнению, необходимо практически в три раза меньше. На последнем месте по важности оказались регулятивные универсальные учебные действия, упомянутые всего 23% респондентов. Такой значительный отрыв познавательной группы можно объяснить несколькими причинами. Не существует резкой грани, разделяющей универсальные учебные действия, они все взаимосвязаны между собой, схожие элементы и операции встречаются в разных группах различных универсальных действий. Поэтому познавательные универсальные учебные действия в той или иной мере включают и личностный смысл, и элементы учебной коммуникации, регуляцию и рефлексию процесса и результата деятельности. Кроме того, школа в течение долгого времени выполняла функцию, прежде всего, транслятора готовых знаний, поставив познавательный аспект деятельности превыше остальных.

На вопрос: «Какие виды универсальных учебных действий нужно в первую очередь формировать при обучении в основной школе?» 60% учителей представляется существенным создание алгоритмов деятельности при решении проблем учебного, исследовательского и творческого характера и умение применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств, и анализ полученной информации. 47% из опрошенных учителей указали на такие виды, как самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и рефлексия способов и условий деятельности, контроль, оценка и коррекция процесса и результатов деятельности. Менее популярными стали: коммуникация с учителем и сверстниками, планирование учебной деятельности, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения.

Следует отметить, что лидирующие позиции снова остались за теми видами универсальных учебных действий, которые относятся к познавательной группе.

Категория «универсальные учебные действия» была введена в науку и школьную практику относительно недавно, поэтому учителя сталкиваются с рядом трудностей при их формировании. Основными проблемами при формировании универсальных учебных действий по результатам исследования выступают: нехватка времени на уроках, отсутствие специальных методик, пооперационных алгоритмов формирования и оценивания универсальных учебных действий, проблемы развития мотивационного компонента учебной деятельности, трудности, связанные с установлением межпредметных связей в целях формирования универсальных учебных действий и др.

Таким образом, в результате анкетирования учителей можно сделать следующие выводы. Учителя в настоящее время еще не до конца владеют пониманием сущности «универсальных учебных действий». Но активные обсуждения данного вопроса во всех образовательных сферах заставляют педагогов интересоваться данной категорией и осознать его значимость в современных образовательных условиях. Учителя считают необходимым формировать универсальные учебные действия и активно развивают их на своих уроках, но при этом делают упор именно на познавательной группе. Это может быть связано с тем, что для школьного образования длительное время считалось первоочередной задачей именно передача учащимся знаний и усвоение предметных умений, при этом вопросы личностного развития учащихся являлись менее актуальными. Несмотря на разнообразие методов и технологий обучения, при формировании универсальных учебных действий учителя наиболее часто используют традиционный урок, исследовательскую и практическую деятельность на уроке и во внеурочной работе.

Анализ психологической и педагогической литературы позволил сделать вывод, что успех формирования умений определяется следующими методическими условиями:

  • 1) мотивацией учащихся на необходимость выполнения определенных действий в процессе решения учебных задач;
  • 2) четкостью и доступностью задач, которые учащиеся должны решить в ходе учебной деятельности;
  • 3) организацией деятельности учащихся по овладению отдельными действиями на основе использования системы заданий; в том числе, включением заданий межпредметного характера, позволяющих «перенести» учебное действие на новое содержание;
  • 4) наличием четкого и ясного представления о структуре формируемого умения и способах выполнения деятельности; разработка и применение в целях развития универсальных учебных действий специальных алгоритмов, раскрывающих сущность и последовательность выполнения операций, методические «подсказки» и др.;
  • 5) опорой на внутренние психические механизмы развития способов деятельности, предложенные выдающимися психологами - Выгодским Л.С., Гальпериным П.Я и др.;
  • 6) постепенным повышением уровня самостоятельности школьников при выполнении учебных действий;
  • 7) всесторонней оценкой уровня сформированности универсальных действий, которая включает оценку сформированности всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий (операций), контроля и рефлексии.

Учитывая вышесказанное, существует необходимость в научном исследовании, осмыслении и создании специальных методик, включающих цели, содержание и различные методы и приемы, направленные на формирование универсальных учебных действий, которые будут являться основой развития учащихся.

Формирование универсальных учебных действий и компетенций как условие достижения стандартов в образовательном процессе

Никонова Н.И., учитель начальных классов МАОУ «СОШ №17» г.Губкина Белгородской области.

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. То есть, важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”. Именно об этом идет речь в стандартах второго поколения.

Приоритетным направлением, обозначенным в новом образовательном стандарте, является целостное развитие личности в системе образования. Оно обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Универсальные учебные действия – способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Концепция универсальных учебных действий рассматривает компетентность как “знание в действии”, способность использовать на практике полученные знания и навыки. Таким образом, предлагаемое понятие универсальных учебных действий относится к общему содержанию образования и является метапонятием.

Актуальность формирования УДД обусловлена:– новыми социальным запросам, отражающим трансформацию России из индустриального впостиндустриальное информационное общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале;

требованиями общества в повышенной профессиональной мобильности и непрерывном образовании;

социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как “научить учиться

Универсализация содержания общего образования позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе:

Формирование культурной идентичности учащихся как граждан России.

Сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы.

Обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях.

Достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России.

Формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.

Развитие личности в системе образования обеспечивается через:

формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесс;

овладение учащимися универсальными учебными действиями, которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться;

универсальные учебные действия, как обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению.

Функции универсальных учебных действий включают:

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности “научить учиться”, толерантности жизни в поликультурном обществе, высокой социальной и профессиональной мобильности;

обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области познания.

Универсальный характер УУД проявляется том, что они:

носят надпредметный, метапредметный характер;

обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности;

обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;

лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания;

обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе определяется тремя взаимодополняющими положениями:

Формирование универсальных учебных действий как цель образовательного процесса определяет его содержание и организацию.

Формирование универсальных учебных действий происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин.

Универсальные учебные действия, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений; формирование образа мира и основных видов компетенций учащегося, в том числе социальной и личностной компетентности.

Универсальные учебные действия выделяются на основе анализа характеристик учебной деятельности и процесса усвоения, а именно, в соответствии:

со структурными компонентами целенаправленной учебной деятельности;

с этапами процесса усвоения;

с формой реализации учебной деятельности – в совместной деятельности и учебном сотрудничестве с учителем и сверстниками или самостоятельно.

В составе основных видов универсальных учебных действий можно выделить пять блоков:

– личностный;

регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

– познавательный;

знаково-символический;

коммуникативный

Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Это действия смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, “какое значение, смысл имеет для меня учение”, и уметь находить ответ на него; действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действия:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действия:

общеучебные универсальные учебные действия;

логические универсальные учебные действия.

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;

Общеучебные универсальные действия включают:

умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато,

выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование).

сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);

опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);

анализ – выделение элементов и “единиц” из целого; расчленение целого на части;

синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию.

Универсальные логические действия:

классификация – отнесение предмета к группе на основе заданного признака;

обобщение – генерализация и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

доказательство – установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство;

подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков и их синтез;

вывод следствий;

установление аналогий.

обеспечивают конкретные способы преобразования учебного материала, представляют действия моделирования, выполняющие функции отображения учебного материала;

выделения существенного;

отрыва от конкретных ситуативных значений; формирования обобщенных знаний.

Знаково-символические универсальные учебные действия:

моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическую или знаково-символическую);

преобразование модели – изменение модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Коммуникативные универсальные действия:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Критерия оценки сформированности универсальных учебных действий

соответствие возрастно-психологическим нормативным требованиям;

соответствие свойств универсальных действий заранее заданным требованиям.

сформированность учебной деятельности у учащихся, отражающая уровень развития метапредметных действий, выполняющих функцию управления познавательной деятельностью учащихся.

Свойства действий подлежащие оценке, включают:

уровень (форму) выполнения действия;

полноту (развернутость);

разумность;

сознательность (осознанность);

обобщенность;

критичность:

освоенность (П.Я.Гальперин, 1998).

Уровень действия может выступать в трех основных формах действия:

в форме реального преобразования вещей и их материальных заместителей, материальная (материализованная – с заместителями – символами, знаками, моделями) форма действия;

действие в словесной, или речевой, форме;

действие в уме – умственная форма действия.

Модель оценки уровня сформированности учебной деятельности включает оценку сформированности всех ее компонентов:

мотивов,

особенностей целеполагания,

учебных действий,

контроля и оценки.

Когда мы хотим передать учащимся какой-то способ действий нужно:

ввести учащихся в ситуацию, когда им нужно что-то сделать, но они не знают как;

выработать вместе с ними критерии (способ) оценки результата;

дать им возможность построить способ действия;

обеспечить правильную оценку результата;

проанализировать причины несоответствий требуемого и фактического результата (выявить недостатки реализованного способа);

выработать вместе с ними “правильный” способ действия (привести их к нему);

повторно решить задачу (выполнить действие).

Нам, учителям, предстоит научиться организовывать учебный процесс таким образом, чтобы освоение учащимся основных понятий происходило одновременно с накоплением опытов действий, обеспечивая развитие умения учиться, самостоятельно искать, находить и усваивать знания.

Литература

Алексеев Н.А. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень, 1997.

Белова С. Б. Педагогика диалога: теория и практика построения гуманитарного образования. – М., 2006.

Борзенков В. Л. Педагогическая игротехника. Методология. Теория. Практика. – М., 2000.

Гадамер Х.-Г. Текст и интепретация // Герменевтика и деконструкция / под ред. Штагмайера В., Франка X., Маркова Б. В. – СПб., 1999.

Данилъчук В. И. Гуманитаризация физического образования в средней школе. Личностно-гуманитарная парадигма. – Волгоград, 1996.

Занько С. Ф., Тюников Ю. С, Тюникова С. М. Игра и учение: в 2 ч. – М., 1992.

Колеченко А. К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей. – СПб., 2002.

Кудрявцев В. Т. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. – М., 1991.

Личностно ориентированное образование: феномен, концепция, технологии: монография / отв. ред. В. В.Сериков. – Волгоград, 2000.

Психолого-педагогические проблемы профильного обучения школьников: сб. научно-методических материалов. – Ставрополь, 2004.

В.В. Сериков “Обучение как вид педагогической деятельности: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Сериков; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой. – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. – 256 с. – (Профессионализм педагога).

Хуторской А. В. Методика личностно ориентированного обучения: Как учить всех по-разному. – М., 2005.

Якиманская И. С. Технология личностно ориентированного образования // Библиотека журнала “Директор школы”. – 2000. – Вып. 7.

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.

50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.

  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».