Изучение нового материала

Ергалиева Курманай Казикановна, учитель начальных классов

I квалификационной категории КГУ «Чувашинская средняя общеобразовательная школа» Зелёновского района

Западно-Казахстанской области

Тема урока: «Состав числа 7».

Учебно-воспитательные задачи:

    образовательная: обучение составу числа 7, составление соответствующих равенств, их запись и чтение, повторение состава чисел 2, 3, 4, 5, 6;

    развивающая: развитие вычислительных навыков, памяти, математической речи, наблюдательности;

    воспитательная: подготовка к практической деятельности, привитие познавательного интереса к предмету.

Цель: сформировать у учащихся знания о составе числа 7.

Оборудование, наглядные пособия: абак «Теремок», наборное полотно, геометрические фигуры, счётный материал, карточки-цифры, карточки-выражения, учебник.

Тип урока: комбинированный.

Методы: словесный, наглядный, практический, поисковой.

Ход урока

    Оргмомент.

Речёвка: «Математика пришла,

Занимай свои места.

Найди для головы

Полезное занятие.

Чтоб от безделья не страдать,

Полезно голову ломать!»

    Устный счёт:

а) Нам Арман принёс три груши

И Аслан принёс три груши.

Сколько груш, скажи скорей!

(шесть)

б) Сидят рыбаки,

Стерегут поплавки.

Рыбак Корней

Поймал трёх окуней.

Рыбак Евсей – двух карасей.

Сколько рыб рыбаки

Натаскали из реки? (пять)

в) Две козы на лугу,

Если можешь помоги.

(шесть)

3. Актуализация учебного процесса.

а) Повторение названий геометрических фигур.

Давайте повторим названия геометрических фигур и их частей (показываю геометрические фигуры).

Как называется эта фигура? (треугольник)

Почему? (Потому что у неё 3 стороны, 3 вершины и 3 угла.)

Как называется эта фигура? (четырёхугольник)

А как называется эта фигура? (пятиугольник)

А эта? (шестиугольник)

Начертите на доске отрезок, прямую, кривую замкнутую и незамкнутую, луч и угол.

б) Повторение числового ряда.

А теперь повторим числовой ряд в прямом и обратном порядке (от 0 до 10).

в) Повторение состава чисел 2, 3, 4, 5, 6.

Скажите, из каких чисел состоит число 2? (1 и 1), (2 и 0) и (0 и 2)

Какое правило работает?

(От перестановки мест слагаемых значение суммы не меняется.)

Из каких чисел состоит число 3? 4? 5? 6? (Учащиеся дают ответы и ставят числа в окна Теремка.)

4. Формирование новых знаний.

Ребята, а сегодня узнаем, из каких чисел состоит число 7.

Посчитайте, сколько на рисунке цыплят? (шесть)

А вместе с мамой? (семь)

Как вы узнали? Назовите равенство. (6 + 1 = 7)

Значит 7 это 6 и 1, 1 и 6. (Показываю на абаке «Теремок».)

Сколько кругов? (5)

Добавляю 2. Сколько стало? (5 + 2 = 7)

А наоборот было 2, поставлю 5. Сколько будет? (2 + 5 = 7)

Значит 7 это 5 и 2, 2 и 5. (Показываю на наборном полотне и абаке «Теремок».)

В верхнем ряду 4 черепахи, а в нижнем 3 черепахи. Сколько всего? (7)

Значит 7 это 4 и 3, 3 и 4.

А ещё 7 – это сколько и сколько? (7 и 0) и (0 и 7)

(Показываю на абаке «Теремок».)

5. Физминутка.

6. Закрепление изученного материала.

Работа по учебнику.

Задание 1.

Что вы видите на рисунке? (молотки)

Сколько их? (7)

Сравните их.

(6 молотков с коричневой ручкой, а 1 – с красной. Всего 7.

5 молотков с пятиугольной головкой, а 2 – с фигурной. Всего 7.

4 маленьких молотка и 3 больших. Всего 7.)

Задание 2.

Составьте выражения на сложение и вычитание, используя рисунки. Запишите выражения в тетради.

Назовите компоненты сложения и вычитания.

(Слагаемое, слагаемое, значение суммы. Уменьшаемое, вычитаемое, значение разности.)

Задание 3. Измерьте красный и синий отрезки.

Какой длиннее? Почему? Какой короче? Почему?

Минутка отдыха (изображение цифры 7).

Задание 4. Сравните числа.

7 = 7 7 см = 7 см 7 6 7 см 4 см

Задание 5. Восстановите числовой ряд.

Задание 6.

Кто в домике живёт? (1, 5, 3)

Задание 7. Найдите значение выражения.

5 + 2 = 7 7 – 2 = 5 7 – 5 = 2

4 + 3 = 7 7 – 3 = 4 7 – 4 = 3

0 + 7 = 7 7 – 7 = 0 7 – 0 = 7

7. Итог урока.

Что нового узнали на уроке?

Назовите состав числа 7.

8. Оценка работ учащихся.

Цель: Познакомить детей с составом числа 7 из двух меньших.

Программное содержание:

  • упражнять в счете в пределах 10, умении называть «соседей» названных чисел, различать и называть цифры по порядку;
  • закреплять названия дней недели;
  • познакомить с числом и цифрой 7;
  • учить детей составлять число 7 из двух меньших чисел;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • продолжать формировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение; умение работать самостоятельно;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать любознательность, внимание, навык самоконтроля.

Словарь: активизировать в речи количественные и порядковые числительные, названия дней недели.

Демонстрационный материал: цветок, наборное полотно, набор цифр от 1 до 10, карточка с цифрой 7, игра «Живая неделя», поезд с вагончиками, картинки животных с примерами, д/и «Числовой домик».

Раздаточный материал: наборы карточек с цифрами и знаками, геометрические фигуры для конструирования (7 квадратов и 1 круг на каждого).

Методические приемы:

  • сюрпризный момент
  • использование наглядного материала
  • д\и «Найди цифру»
  • работа со счетными палочками
  • д\и «Живая неделя»
  • физминутка
  • д\и «Рассели по вагонам»
  • д\и «Числовой домик»
  • продуктивная деятельность.

Ход НОД

Организационный момент

Мы гостей сегодня ждали

И немного все переживали.

А теперь вперед, за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

Математическая разминка:

Порядковый счет от 1 до 10;

Обратный счет от 10 до 1;

Назовите число, следующее за числом 4, 8;

Назовите число, которое стоит перед числом 3, 7;

Назовите число, которое стоит между числами 8 и 6, 4 и 2;

Назовите соседей числа 5, 9.

Показать детям цветок.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как называется этот цветок?

Дети: Цветок называется цветик – семицветик.

Воспитатель : А почему волшебный цветок назвали цветик - семицветик?

Дети: Потому что у него 7 лепестков и все они разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Воспитатель: Правильно, у этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов. Ребята, а вы знаете, где ещё встречается такое сочетание цветов?

Дети: В радуге тоже 7 цветов.

Воспитатель: Наши воздушные шарики на стене напоминают нам о цветах радуги. Ребята, кто подскажет стихотворение, которое помогает запомнить название и расположение цветов в радуге?

Дети: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.

Воспитатель: Давайте его повторим и запомним.

Воспитатель: Лепестки у нашего семицветика не простые, а волшебные. На каждом лепестке написано задание, которое нужно выполнить. Итак, срываем первый лепесток.

Задание 1

Воспитатель: Прочитайте ряд чисел. Все ли здесь в порядке? (Дети читают).

Дети: Не хватает числа 7.

Воспитатель: Между какими числами стоит число 7? (Поставить цифру 7). Ваш правильный ответ помог вернуть число на место.

Воспитатель: Посмотрите, как выглядит цифра 7. На что она похожа цифра 7? (Ответы детей).

Цифра 7, цифра 7

Цифра легкая совсем.

Я косу принесу

И срисую ту косу.

Воспитатель: Давайте выложим ее из счетных палочек.

Задание 2

Воспитатель: В каких сказках и пословицах встречается число 7?

Дети: Сказки: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Пословицы: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Лук от семи недуг».

Задание 3

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний -

Появляется передний.

(Дни недели)

Воспитатель: Сколько дней в неделе? Назовите первый день? Назовите выходные дни? Какой сегодня день? Какой день был вчера? Какой будет завтра? Давайте поиграем в игру «Живая неделя». Мы с вами знаем, что каждому дню недели соответствует определенное число. Я вам показываю карточку с фигурами, а вы мне называете, какой это день недели и почему.

Задание 4

Физминутка
Я спортсменом стать хочу,
На скакалке я скачу,
Подойду к велосипеду.
И быстрее всех поеду.
Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,
Я до пола дотянусь,
Пола я легко коснусь -
Осторожно распрямлюсь.
Ручки вверх я подниму.
Где там небо – не пойму!
Я зажмурюсь и руками
Поиграю с облаками.
Я присяду, спинка прямо.
Пусть меня похвалит мама!
Ведь зарядку каждый день.
Делать мне совсем не лень.

Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)
Сделаем большой круг ("нарисовали" руками круг).

Задание 5

Воспитатель: Помогите зверятам найти номер вагона. Чтобы нам узнать это, надо решить примеры. Кто поедет в первом вагоне? Во втором? В третьем? В каком вагоне поедет лисичка? Зайка? Назовите по порядку, кто в каком вагоне едет?

Задание 6

Воспитатель: Ребята нам нужно заполнить все этажи в домике, возможными вариантами состава числа. Слушайте задачку.

Я нашел в дупле у белки

6 лесных орешков мелких.

Да ещё 1 лежит,

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка! Вот хозяйка!

Все орешки посчитай-ка!

Воспитатель: Сколько орешков у белки?

Дети: Всего 7 (6 и еще 1).

Воспитатель:

Пять синиц на ветку сели,

К ним две галки прилетели.

Сосчитайте быстро детки,

Сколько птиц сидит на ветке?

Дети: Всего 7 (5 синиц и 2 галки). Дети заполняют домик.

Воспитатель:

Группа малышей - утят

Плавать и нырять хотят.

Четверо уплыли далеко,

Три нырнули глубоко.

Дети : Всего 7 (4 уплыли и 3 нырнули). Дети заполняют домик.

Воспитатель: Молодцы, весь домик заселили! Давайте повторим состав числа 7.

7 – это 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3.

Задание 7

Воспитатель: А на нашем семицветике остался последний лепесток с заданием. Нам с вами нужно сделать свой волшебный цветок. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (квадраты и круг) Посчитайте, сколько квадратов? (7) Сколько кругов? (1). Чтобы сделать лепестки, нам надо сложить квадрат по диагонали, какая фигура у вас получилась? (треугольник). Складываем уголки к линии сгиба, и получаем лепесток. Сколько у вас должно получиться лепестков? (7). А как вы думаете, зачем нам круг? (сделать у цветка серединку). Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, какие красивые цветики-семицветики у вас получились, можете загадать желание и оно обязательно исполнится.

Подведение итога.

Воспитатель: Вам понравились задания цветика – семицветика? Молодцы, вы со всем справились.

  • Давайте вспомним все цвета лепестков по порядку, которые были на цветике – семицветике.
  • Кто запомнил волшебную фразу про цвета радуги?
  • Какое задание понравилось больше всего?
  • Что было трудным?
  • Какое число было главным сегодня?

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений и конструированию на тему:

«Состав числа 7»

Цель: Познакомить детей с составом числа 7 из двух меньших.

Программное содержание:

  • упражнять в счете в пределах 10, умении называть «соседей» названных чисел, различать и называть цифры по порядку;
  • закреплять названия дней недели;
  • познакомить с числом и цифрой 7;
  • учить детей составлять число 7 из двух меньших чисел;
  • совершенствовать вычислительные навыки;
  • продолжать формировать мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение, обобщение; умение работать самостоятельно;
  • развивать творческие способности;
  • воспитывать любознательность, внимание, навык самоконтроля.

Словарь: активизировать в речи количественные и порядковые числительные, названия дней недели.

Демонстрационный материал: цветок, наборное полотно, набор цифр от 1 до 10, карточка с цифрой 7, игра «Живая неделя», поезд с вагончиками, картинки животных с примерами, д/и «Числовой домик».

Раздаточный материал: наборы карточек с цифрами и знаками, геометрические фигуры для конструирования (7 квадратов и 1 круг на каждого).

Методические приемы:

  • сюрпризный момент
  • использование наглядного материала
  • д\и «Найди цифру»
  • работа со счетными палочками
  • д\и «Живая неделя»
  • физминутка
  • д\и «Рассели по вагонам»
  • д\и «Числовой домик»
  • продуктивная деятельность.

Ход НОД

Дети заходят в группу, здороваются с гостями. Садятся за столы.

Организационный момент

Мы гостей сегодня ждали

И немного все переживали.

Хорошо ли мы умеем

А теперь вперед, за дело.

Математика нас ждет,

Начинаем устный счет.

Математическая разминка:

Порядковый счет от 1 до 10;

Обратный счет от 10 до 1;

Назовите число, следующее за числом 4, 8;

Назовите число, которое стоит перед числом 3, 7;

Назовите число, которое стоит между числами 8 и 6, 4 и 2;

Назовите соседей числа 5, 9.

Показать детям цветок.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как называется этот цветок?

Дети: Цветок называется цветик – семицветик.

Воспитатель : А почему волшебный цветок назвали цветик - семицветик?

Дети: Потому что у него 7 лепестков и все они разного цвета: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый).

Воспитатель: Правильно, у этого волшебного цветка лепестки раскрашены в семь цветов. Ребята, а вы знаете, где ещё встречается такое сочетание цветов?

Дети: В радуге тоже 7 цветов.

Воспитатель: Наши воздушные шарики на стене напоминают нам о цветах радуги. Ребята, кто подскажет стихотворение, которое помогает запомнить название и расположение цветов в радуге?

Дети: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.

Воспитатель: Давайте его повторим и запомним.

Воспитатель: Лепестки у нашего семицветика не простые, а волшебные. На каждом лепестке написано задание, которое нужно выполнить. Итак, срываем первый лепесток.

Воспитатель срывает по очереди лепестки и читает задания.

Задание 1

На доске наборное полотно и числовой ряд без цифры 7.

Воспитатель: Прочитайте ряд чисел . Все ли здесь в порядке? (Дети читают).

Дети: Не хватает числа 7.

Воспитатель: Между какими числами стоит число 7? (Поставить цифру 7). Ваш правильный ответ помог вернуть число на место.

Воспитатель: Посмотрите, как выглядит цифра 7. (Повесить карточку с цифрой 7). На что она похожа цифра 7? (Ответы детей).

Цифра 7, цифра 7

Цифра легкая совсем.

Я косу принесу

И срисую ту косу.

Воспитатель: Давайте выложим ее из счетных палочек. (Работа со счетными палочками).

Задание 2

Воспитатель: В каких сказках и пословицах встречается число 7?

Дети: Сказки: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Пословицы: «Семеро одного не ждут», «Семь раз отмерь, один отрежь», «Лук от семи недуг».

Задание 3

Воспитатель: Отгадайте загадку:

Братцев этих ровно семь.

Вам они известны всем.

Каждую неделю кругом

Ходят братцы друг за другом.

Попрощается последний -

Появляется передний.

(Дни недели)

Воспитатель: Сколько дней в неделе? Назовите первый день? Назовите выходные дни? Какой сегодня день? Какой день был вчера? Какой будет завтра? Давайте поиграем в игру «Живая неделя». Мы с вами знаем, что каждому дню недели соответствует определенное число. Я вам показываю карточку с фигурами, а вы мне называете, какой это день недели и почему.

Задание 4

Физминутка


Я спортсменом стать хочу,
На скакалке я скачу,
Подойду к велосипеду.
И быстрее всех поеду.
Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,
Я до пола дотянусь,
Пола я легко коснусь -
Осторожно распрямлюсь.
Ручки вверх я подниму.
Где там небо – не пойму!
Я зажмурюсь и руками
Поиграю с облаками.
Я присяду, спинка прямо.
Пусть меня похвалит мама!
Ведь зарядку каждый день.
Делать мне совсем не лень.

Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)
Сделаем большой круг
("нарисовали" руками круг).

Задание 5

Воспитатель: Помогите зверятам найти номер вагона. Чтобы нам узнать это, надо решить примеры. Кто поедет в первом вагоне? Во втором? В третьем? В каком вагоне поедет лисичка? Зайка? Назовите по порядку, кто в каком вагоне едет?

Задание 6

Воспитатель: Ребята нам нужно заполнить все этажи в домике, возможными вариантами состава числа. Слушайте задачку.

Я нашел в дупле у белки

6 лесных орешков мелких.

Да ещё 1 лежит,

Мхом заботливо укрыт.

Ну и белка! Вот хозяйка!

Все орешки посчитай-ка!

Воспитатель: Сколько орешков у белки?

Дети: Всего 7 (6 и еще 1). Ребенок выходит к мольберту и заполняет домик. Дети работают с карточками за столами.

Воспитатель:

Пять синиц на ветку сели,

К ним две галки прилетели.

Сосчитайте быстро детки,

Сколько птиц сидит на ветке?

Дети: Всего 7 (5 синиц и 2 галки). Дети заполняют домик.

Воспитатель:

Группа малышей - утят

Плавать и нырять хотят.

Четверо уплыли далеко,

Три нырнули глубоко.

Сколько же утят в пруду?

Дети : Всего 7 (4 уплыли и 3 нырнули). Дети заполняют домик.

Воспитатель: Молодцы, весь домик заселили! Давайте повторим состав числа 7.

7 – это 6 и 1; 5 и 2; 4 и 3.

Задание 7

Воспитатель: А на нашем семицветике остался последний лепесток с заданием. Нам с вами нужно сделать свой волшебный цветок. Посмотрите, какие геометрические фигуры лежат у вас на столе? (квадраты и круг) Посчитайте, сколько квадратов? (7) Сколько кругов? (1). Чтобы сделать лепестки, нам надо сложить квадрат по диагонали, какая фигура у вас получилась? (треугольник). Складываем уголки к линии сгиба, и получаем лепесток. Сколько у вас должно получиться лепестков? (7). А как вы думаете, зачем нам круг? (сделать у цветка серединку). Дети выполняют задание.

Воспитатель: Молодцы, какие красивые цветики-семицветики у вас получились, можете загадать желание и оно обязательно исполнится.

Подведение итога.

Воспитатель: Вам понравились задания цветика – семицветика? Молодцы, вы со всем справились.

  • Давайте вспомним все цвета лепестков по порядку, которые были на цветике – семицветике.
  • Кто запомнил волшебную фразу про цвета радуги?
  • Какое задание понравилось больше всего?
  • Что было трудным?
  • Какое число было главным сегодня?

Обобщить ответы детей. Раздать фишки.


Конспект открытого занятия: «Число и цифра 7. Состав числа 7».

Подготовила: воспитатель

В: Ребята, послушайте внимательно стихотворения и скажите о каком числе в них говориться, и где это число встречается.

В: Над лесами, над рекой

Семицветный мост дугой.

Если б я мог встать на мост,

Я б рукой достал до звёзд.

Очень дружно мы живём

В доме добром всемером:

Папа, мама, братья, я –

Это всё моя семья!

Ты ведь знаешь дни недели.

Посчитай-ка их скорей!

Если в счёте не собьёшься –

Ровно семь получишь дней.

В: О каком числе мы будем сегодня говорить?

В: Где число 7 встретилось в стихотворении?

Д: В радуге 7 цветов;

в семье должно быть 7 человек (так считали раньше);

в неделе 7 дней.

В: В древности число 7 считали волшебным. До нас дошли пословицы и поговорки с числом 7: «Семь бед – один ответ», «Семеро одного не ждут», «Был от счастья на седьмом небе», «Семь раз отмерь - один отрежь».

В: В каких сказках встречается число 7?

Д: «Волк и семеро козлят», «Белоснежка и семь гномов», «Цветик семицветик», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

В: Посмотрите на цифру 7, на какую цифру она похожа?

Д: На 1.

В: А верхняя часть 7 – её голова похожа на нижнюю часть какой цифры?

В: С нами на занятии знакомиться с цифрой 7 будут два героя – Волк и Заяц.

Посадили Волк и Заяц в огороде помидоры. Наступила осень. У Волка выросли зелёные, а у зайца красные. На каждой грядке – по 7 помидоров. Давайте посмотрим в каком порядке они выросли.

Д: На первой грядке 6 зелёных и один красный.

В: Напишите: 6+1=7 и т. д. до шестой грядки.

В: На четвёртой грядке как на какой?

Д: (третьей).

На пятой, (как на второй) на шестой? (как на первой).

В: Стал Волк думать у кого больше помидоров?

И как закричит: «Ну, заяц, погоди!»

Почему? Сколько помидоров у Зайца, сколько у Волка?

Д: Помидоров одинаковое количество, поровну, но у Зайца – спелые, а у Волка – зелёные.

Физкультминутка.

Игра «Обратное кино».

Дети встают в круг, сцепляют руки и крутят ими вперёд, как бы показывая кино. Воспитатель читает текст киномеханика, все остальные его исполняют.

Раз-два – встали все.(Все встают)

Три-четыре – рубим лес.

Пять 0шесть – потянись.

Семь-восемь – руки вниз.

Девять-десять – всем: «Садись!»

В обратную сторону крутим руками.

Киномеханик говорит.

Десять-девять. (все встают.)

Восемь-семь.(Поднимают руки.)

Шесть-пять.(Опускают руки.)

Четыре-три.(Закидывают ветки обратно.)

Два-один. (Все садятся.)

В: Убежал Заяц от Волка в дом №7. А там слева живут волки, а справа – зайцы. Живут мирно, на каждом этаже по 7, в гости друг к другу ходят, чай пьют.

На первых трёх этажах «включился» свет.

Прочитайте, что получилось.

Д: 6+1=7, 5+2=7, 4+3=7.

В: Верхние три этажа – это повторение нижних.

Читают примеры для верхних этажей.

В: Прибежал Волк к этому дому, подумал и решил помириться с Зайчиком. Подружились они и стали вместе задания выполнять.

В: Помогите Волку и Зайцу составить примеры и прочитать их.

Дидактическая игра «клоун».

Д: Составляют и читают примеры: 6+1=7; 4+3=7; 5+2=7.

В: Я загадала два числа. Если я их сложу, получится 7. Какие это числа?

Д: Называют примеры.

В: А сейчас мы разделимся на две команды для игры «ромашка 7»

У каждой команды кружок – ромашка 7. На лепесточки между жирными линиями надо положить два числа, сложив которые получим 7.

В: А сейчас кто-то будет выполнять индивидуальную работу, а остальные ребята решать задачи.

Индивидуальная работа.

Ребёнок заполняет бланк с примерами на состав числа 7.

синие полоски доска для сложения красные полоски

С помощью синих и красных полос, раскладывая их на доске для сложения. Слева от доски – синие полоски, обозначающие первое число (слагаемое), а справа – красные, обозначают второе число (слагаемое). Полоски раскладывают на доске, результат сложения смотрят на первой строке доски.

Решение задач.

Задача врача.

Врач велел антигриппин пить подряд нам всю неделю,

Мы шесть дней послушно пили.

Ну а нас не похвалили.

Почему? (остался ещё один день: 7-6=1.

Задача кондитера.

На заказ на день рожденья

Сделал кондитер торт – объеденье!

В нём два килограмма вкусного крема.

В нём пять килограммов сдобного теста.

Вот удивлялся нам встречный народ:

Сколько же весит огромный ваш торт? (2+5=7).

Составьте задачу по сказке Братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов».

Всего семь гномов. У двух на головах шапочки. Сколько без шапок?

Решите её. (7-2=5)

В: Ребята, наше занятие заканчивается. С составом какого числа мы сегодня работали?

Д: С составом числа 7.

Тема: «Состав числа 7 из двух меньших чисел, придумывание задач»

Задачи:

Упорядочивать предметы по массе;

Работать в тетрадях;

Самостоятельно придумывать арифметические задачи.

2. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

3. Закрепить:

Составление числа 7 из двух меньших чисел;

Рисование в тетрадях наклонных линий разной длины.

Демонстрационный материал: 3 куклы; 3 корзины; 9 мешочков- подарков разного веса; 3 рисунка-схемы с посудой, по-разному расположенной на столе; наборы игрушек для составления задач; карточки с посудой.

Раздаточный материал : тетради в клеточку; карандаши.

Ход занятия

Дети встают в круг. Воспитатель вносит в группу 3-х кукол.

— К нам в гости пришли три подружки — Таня, Маша и Света. Они приготовили подарки (3 корзины с тремя подарками в каждой). А кто какие подарки понесет, не могут разобраться. Поможем? Вот они мне сказали, что Таня понесет самые тяжелые подарки, потому что она старше всех. Этих подарков 3. Средняя, Маша, понесет подарки полегче. А младшая, Света, должна нести подарки самые легкие. А как разобраться, где из них какие?

Воспитатель предлагает детям разбиться на 3 команды. Каждая команда в своей корзине определяет массу предметов и кладет перед куклами подарки нужной массы. Дети вместе с воспитателем проверяют правильность выполнения задания. Затем командами проходят за 3 стола, на которых стоит посуда.

— Пришли наши три подружки в гости. Стали они помогать хозяйке накрывать на стол. Никак справиться не могут. Хозяйка дала им эти рисунки, на которых показано, где должна стоять посуда. Помогите нашим подружкам.

Каждой команде дается рисунок-схема. Дети по рисунку расставляют посуду, каждая команда на своем столе. После выполнения задания все проверяют и уточняют, где какая посуда стоит (в середине стола, в углу, справа от чашки и т.п.).

— Очень хорошо вы помогли подружкам. Посидели подружки за столами, попили чаю и решили поиграть с вами в игру «Составь и реши задачу». Пройдите на ковер и сядьте вокруг игрушек. Нужно придумать всей командой задачу, используя эти игрушки. Рассказчик из одной команды эту задачу озвучит, а другие команды ее решат.

Воспитатель благодарит детей и приглашает подойти к доске.

— Стали наши подружки помогать хозяйке убирать со стола посуду. На верхнюю полку они поставили 6 тарелок и один стакан. Сколько всего предметов посуды поставили они на верхнюю полку?

— На полку пониже поставили 5 тарелок и 2 стакана. Сколько всего предметов посуды поставили подружки на полку пониже?

— Еще ниже поставили 4 тарелки и 3 стакана. Сколько всего предметов посуды поставили они на полку пониже?

— Еще ниже поставили подружки 3 тарелки и 4 стакана. Сколько всего предметов посуды они поставили на эту полку?

— Еще ниже поставили 2 тарелки и 5 стаканов. Сколько всего посуды они поставили на эту полку?

— Еще ниже поставили подружки одну тарелку и 6 стаканов. Сколько всего предметов посуды они поставили на эту полку?

— Сколько всего посуды поставили подружки в каждый ряд? Как они составили число 7?

Дети выполняют в тетрадях задания, предложенные воспитателем: рисуют наклонные линии разной длины.