Скачать самые интересные презентации библиотечных уроков. Библиотечный урок подготовила библиотекарь болотина и.в. Составление рассказа по плану

Библиотечный урок

Малышева Наталья Андреевна

Библиотекарь С(К)ОШИ VIII вида

город Лысьва, Пермский край

Тема. «История создания книги»

Цели:

Познакомить детей с историей создания книги;

Способствовать развитию устной связной речи, познавательной сферы;

Средства. Компьютер + проектор. Электронная презентация. Книги школьной библиотеки. Глиняные дощечки. Шёлковая ткань. Береста. Кисточки + гуашь. Металлические спицы.

Место проведения. Компьютерный класс.

Ход урока

I . Оргмомент.

Здравствуйте, ребята. Я рада вас видеть в школьной библиотеке.

II . Вводная беседа.

Ребята, в нашей библиотеке хранится большое количество различных книг - более 18 тысяч экземпляров. Сегодня я оформила выставку книг. Ваша задача подготовить рассказ об одной из книг по плану. Слайд №2.

План

    Как называется книга?

    Кто её написал?

    Где и когда была издана книга?

    Работа в парах (дети готовят устный рассказ о книге по плану).

    Рассказы детей.

Ребята, расставьте книги по порядку, с учётом года издания, «возраста» книг. Слайд 3.

Давыдычев Л.И. Лёлишна из третьего подъезда. – Пермь: Пермское книжное издательство, 1965.

Давыдычев Л.И. Многотрудная, полная невзгод и опасностей жизнь Ивана Семёнова Пермь: Пермское книжное издательство, 1973.

Гайдар А.П. Повести. – Москва: Московский рабочий, 1986.

Ершов П.П. Конёк-горбунок. – Москва: «Детская литература», 1990.

Давыдычев Л.И. Руки вверх или враг №1. – Пермь: «Мастер-ключ», 2006.

Воробьёв В.И. Сказки. – Пермь: ОАО «ИПК «Звезда», 2010.

Сколько лет самой «пожилой» книге нашей школьной библиотеки? А самой новой? (ответы детей)

Ребята, а знаете ли вы, когда появилась первая книга в мире и какой она была? (ответы детей)

А вам хотелось бы узнать об истории «рождения» книги? (ответы детей)

III Постановка темы, целей.

Сегодня вы узнаете, когда и где появились первые книги, какими они были, об истории печатной первой книги. Вам предоставляется возможность побывать в разных уголках Земного шара, ведь наше занятие пройдёт в форме путешествия. А путешествовать мы будем на корабле. Слайд 4.

Расшифруйте название корабля, используя шифр. Слайд 5.

Итак, юные книголюбы, наш корабль под названием «Книга» отправляется в путешествие за знаниями об истории книги. Нас ожидает много интересного и неожиданного. Будьте в пути внимательными, собранными, дружными. Слайд 6, 7.

IV . Основная часть

1. Книги в Древнем Египте.

Библиотекарь. Наш корабль бороздит по просторам Атлантического океана. Прямо по курсу – древняя и загадочная страна Египет. Слайд 8.

В Древнем Египте тексты высекали на каменных плитах. Слайд 9.

Потом древние народы делали книги из глины. Они выдавливали особые значки острой палочкой на плитках из мягкой глины. Потом глиняные таблички сушили или обжигали. Из таких табличек составляли книги. Слайд 10.

Практическая работа.

Ребята, давайте представим себя древними египтянами и попробуем написать на глине слова: книга, слово.

Библиотекарь. Позднее египтяне изобрели папирус.Папирус – речной тростник с высоким и толстым стволом. Сделанный из папируса лист нельзя было складывать или перегибать. Страницы склеивались в длину и свёртывались в свитки, длина которых могла достигать нескольких десятков метров. Слайд 11.

Вопросы:

Из чего делали книги древние египтяне?

2. Книги в Древней Греции.

Библиотекарь. Продолжим наше увлекательное путешествие. Корабль держит курс на Древнюю Грецию. Слайд 12.

Библиотекарь. В древнем городе Пергаме был придуман материал для письма. Назван он был пергаментом по наименованию места, где был изобретён. Пергамент сделан из шкур молодых животных – телят, коз, овец, кроликов. Для изготовления этого материала шкуру животных тщательно промывали и вымачивали в золе, затем очищали от остатков шерсти, жира. Кожу растягивали на рамах, выглаживали пемзой, сушили и осторожно скоблили, придавали ей ровную поверхность. Из шкур получался белый, тонкий чрезвычайно прочный материал – пергамент. На нём можно было писать с обеих сторон. Пергамент был дороже, чем папирус, зато более прочен. Слайд 13.

Вопросы

Какой материал для письма был придуман?

Как вы думаете, почему пергамент был дороже, чем папирус?

3. Книги в Древнем Китае.

Библиотекарь. А сейчас нас встречает удивительная страна - Древний Китай. Слайд 14.

Сначала в Китае первые книги писали на тонких бамбуковых пластинках, которые нанизывали на крепкую бечёвку.

Позднее китайцы писали свои книги кисточкой и тушью на шёлке. Слайд 15.

Практическая работа.

Ребята, представим себя древними китайцами и попробуем написать на шёлковой ткани иероглиф, обозначающий слово «книга».

    П исьмо иероглифа, обозначающего слово «книга».

Библиотекарь. Китай считается родиной бумаги. Именно в Китае была изобретена бумага. Считается, что это сделал китайский ученый по имени Цай Лунь. Он сделал клейкую массу из бамбука и воды, раскатал её в плоский лист и оставил этот лист сушиться на солнце. Секрет изготовления бумаги хранили почти пять столетий. Лишь в 6 веке о нем узнали японцы. В 751 году близ Самарканда арабам удалось взять в плен нескольких китайских мастеров, которые вынуждены были открыть секрет изготовления бумаги. Так бумага проникла в Персию, далее в Аравию, откуда арабы привезли её в Европу в 11 веке. Слайд 16.

Вопросы

Кто изобрёл бумагу?

Из какого растения делали бумагу в Древнем Китае?

Почему секрет изготовления бумаги долго хранился?

4. Создание первой печатной книги в Германии.

Библиотекарь. Приглашаю вас, ребята, отправиться в Германию. Слайд 17.

Здесь в 15 веке, в небольшом городе Майнце, был создан первый печатный станок и выпущена первая печатная книга. Современный способ книгопечатания изобрел немец Иоганн Гуттенберг. За час на нём можно было напечатать примерно 16 страниц книги. Гуттенберг составлял слова, соединяя металлические буквы – их называют шрифтом. Слайд 18, 19.

Вопросы

Кто изобрёл первый печатный станок?

5. История создания книги в России.

Библиотекарь. А теперь наш корабль подходит к родным берегам. Сейчас вы узнаете, какими были первые книги на Руси, когда появилась первая печатная книга. Слайд 20.

Как вы думаете, из чего создавались книги на Руси, когда ещё не было бумаги?

Рассказ ученика (заранее подготовленного). В России писали на бересте деревьев. Берестяные книги возникли у нас на Руси в 9 веке. Для изготовления книг бересту кипятили, соскабливали внутренний слой коры, а затем обрезали по краям, придавая нужную форму. Пройдя такую обработку, береста становилась эластичной, мягкой. Буквы на бересте процарапывались острым железным или костяным стержнем – писалом. Слайд 21.

Практическое упражнение. С помощью железного стержня напишите на бересте слово «грамота».

Рассказ ученика. Позднее создавали книги из бумаги, но они были рукописными, а не печатными. Их многие месяцы переписывали от руки особые переписчики – писцы. Рукописных книг было мало, и стоили они дорого. Старые рукописные книги ценились на вес золота. Чтобы книги лучше сохранялись, переплёты делались из деревянных дощечек. Их обтягивали тонкой кожей или дорогой материей. Первой рукописной книгой было Остромирово Евангелие. Слайд 22, 23.

З адание. К числу древних книг относится книга «Пчела» (вторая половина 14 века), предназначенная для домашнего чтения и содержащая поучения. Восстановите отрывок текста из этой книги. Объясните смысл высказываний. Слайд 24.

(Хороший советник лучше любого богатства.

Учение для знатных – украшение, для бедных - спасение).

Библиотекарь. И вот в 1553 году в Москве была построена первая книгопечатня, а первопечатником стал Иван Фёдоров. Первая русская печатная книга - “Апостол” – была выпущена 1 марта 1564 года.Послушайте рассказ первопечатника Ивана Федорова. Слайд 26, 27.

Ученик читает стихотворение.

Ну, слушай, повесть вот моя:

Я книги с детства почитал,

В них видел мудрости исток.

И с ранних лет уже мечтал,

Но вот была в чём незадача:

Не всякий книгу и видал,

А в руки взять –

Уж редкая удача.

Вручную долго их писать.

Вот потому мы и решили

Книгопечатанье в Москве начать.

Мне повезло, наш царь Иван,

Что средь народа Грозным звался,

Дал разрешенье на печатный стан –

И с Божьей помощью наш труд начался.

Мы буквы, шрифты отливали –

Давалось дело новое непросто,

Ночами тёмными не спали.

И вышла книга новая – «Апостол». Слайд 28.

Вопросы

В каком городе появилось книгопечатанье?

Какой царь дал разрешение на книгопечатанье?

Как называлась первая печатная книга?

Как вы думаете, сколько времени работал Иван Федоров с помощниками над первой печатной книгой?

Библиотекарь. В наше время на создание книги уходит гораздо меньше времени. На следующем библиотечном уроке вы узнаете о том, как, где и кем создаются современные книги.

V . Разгадывание кроссворда.

Сейчас мы проверим, внимательны ли вы были в ходе путешествия. Разгадайте кроссворд. Слайд 30.

Вопросы к кроссворду:

    Как в древности хранили книги из папируса?

    Как назывался материал для письма, изготовленный из шкур животных?

    Из чего делали книги древние египтяне?

    Изобретение, какого материала для создания книг принадлежит китайцам?

    На чём ещё писали в Древнем Египте?

VI . Повторение

1. Составление рассказа по плану.

    Дети по желанию рассказывают.

2. Обзор литературы

Библиотекарь. Много интересного об истории создания книги вы можете узнать из следующих источников:

    Книга Осетрова Е.И. «Аз – свет миру» рассказывает об истории русской письменности и древнерусских писателях.

    В хрестоматии «Твоя Россия» вы сможете найти интересную информацию о создании берестяных грамот, о летописцах, о библиотеке князя Ярослава Мудрого.

VIII . Рефлексия.

Ребята, наше путешествие подошло к концу. Что было для вас интересным? Что вы узнали нового? Что пожелаете друг другу? Дополните фразы.

Слайд 32.

    Сегодня на уроке я узнал (а)…

    Мне было интересно …

    Я желаю ребятам…

Библиотекарь. А я желаю вам быть активными читателями, ценить книги, бережно к ним относиться. Благодарю всех за работу.

Список литературы

    Библиотечные уроки. Выпуск 2. Обучение школьников основам библиотечно-библиографических знаний. 1-11 классы/ М.: Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. – 160 с. – (Школа).

    Осетров Е.И. Аз – свет миру: Повесть в новеллах о Руси изустной, письменной, печатной/ Худ. Г.Ордынский. – М.: Дет.лит., 1989. – 303 с.: ил.

    Пузанов Б.П. История России: учеб. Для 7 кл. спец.(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ [ Б.П.Пузанов и др.]. – М.: Гуманитар. изд. Центр ВЛАДОС, 2005. – 311 с.: ил. – (Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида).

    Резник Н.М. Как слово зародилось…// Читаем, учимся, играем. 2003. №1.














9 Перечень основных способов ознакомления с печатным источником: Углублённое чтение (внимательное прочтение материала) Параллельное чтение (одновременно изучаются несколько публикаций по одной теме или проблеме) Выборочное чтение (избирательное знакомство с отдельными разделами текста) Чтение-просмотр (используется для предварительного ознакомления с книгой или статьёй) Сканирование (быстрый просмотр печатного материала)




















19 Библиографическое описание- это визитная карточка издания. В установленной форме библиографического описания важна каждая буква, точка, запятая. Из библиографического описания можно узнать: название, жанр, имена авторов, художников, редакторов, переводчиков, время и место выпуска книги, количество страниц.










24 Правилам грамотного оформления цитат и ссылок Правилам составления библиографического описания документа Правилам грамотного составления списка использованной литературы В своем законченном виде он должен удовлетворять определенным правилам. В частности:


25 Варианты оформление цитат и ссылок: 1. Источник указывается непосредственно после цитаты или приведённого фактического материала- в скобках. 2. Приводимым цитатам присваиваются порядковые номера, и в конце страницы под чертой описываются соответствующие источники. 3. После цитаты в скобках указывается номер источника, соответствующий его месту в списке использованной литературы, и после запятой- номер страницы.


26 Схемы описания печатных источников. Схема полного библиографического описания книги Для постраничной сноски: Белинский В.Г. Статьи о русской литературе. - Л.: Лениздат, С Для списка литературы в конце реферата: Высоцкий В.С. Нерв: Стихи.- М.: Современник, с.
29




31 В розыске или «отлавливании» нужных сведений наблюдаются следующие закономерности: 1. Информация притягивает информацию. 2. «Воссоединение» новой и прежней информации при аналитико-синтетической переработке даёт информацию нового качественного уровня. 3. Задавайте больше вопросов, в частности, себе. Жить будет интереснее!



Свидерская Ольга Станиславовна
заведующая библиотекой
КГУ «Средняя школа» №14 г.Кокшетау
Акмолинская область

Директор КГУ «СШ №14» г.Кокшетау

Байболова Роза Бексултановна

Цель: расширить уровень знаний учащихся по библиотечно-библиографической грамотности.

Задачи:

1.Продолжить формирование знаний учащихся по библиотечно-библиографической грамотности, повторение правил пользования книгой, библиотекой

2.Воспитание культуры чтения.

3.Развитие интеллекта, творческих способностей учащихся.

Форма проведения: библиотечный урок-игра.

Пояснительная записка: Библиотечный урок-игра «Что вы знаете о книге»проводится для учащихся 5-х классов, которые все являются читателями школьной библиотеки. Начиная с 1-го класса для детей проводим библиотечные уроки:1класс-«Первые шаги в библиотеке», 2класс-«Откуда к нам книжка пришла»,3ласс-«Структура книги», 4класс-«Эти книги обо всем на свете»,5 класс-«История книги и библиотеки».

Оформление: книжная выставка «Хорошая книга- лучший друг»,плакат с пословицей-«Испокон века книга растит человека»,сундук с жетонами, листы с кроссвордами «Библиотека», конверты с пословицами, чистые листы, цветные карандаши и фломастеры.

Ход урока:

Библиотекарь : Здравствуйте ребята! Мы рады Вас приветствовать в стенах нашей школьной библиотеки. Сегодня мы проведем необычный библиотечный урок, а урок- игру, на котором продолжим разговор о книгах.

Свежий ветер напевает

Он страницы раздувает,

Словно чудо-паруса!

Посреди любой страницы

Оживают чудеса,

Не слипаются ресницы,

Разбегаются глаза!

Но читая дни и ночи

И плывя по морю строчек,

Курса верного держись!

И тогда откроют книжки-

Замечательные книжки-

Замечательную жизнь!

Л.А.Крутько

Библиотекарь: Ребята, давайте разделимся на две команды. Каждая команда должна придумать себе название и девиз, нарисовать эмблему. Но не забывайте, что игра у нас –« библиотечная».На подготовку дается 5 минут.

1конкурс «История книги ».

Каждая команда последовательно достает из сундука жетон с номером вопроса. За каждый правильный ответ- 1 балл.

1.Из каких материалов изготавливали книги в древности?(глина, воск, пергамент, папирус, береста, листья пальмы, шелк и др.)

2.В какой стране и кто изобрел бумагу?(в Китае, Цай Лунь)

3.Какие инструменты для письма вы знаете?(стиль, калам, писало)

4.Как называли библиотеки в Древней Руси(Книжная палата, книгохранилище, книжная казна)

5.Что такое «скрипторий»?(средневековая мастерская, в которой переписывались книги)

6.Как называлась библиотека египетского фараона Рамзеса 2?(«Аптека для души»)

2конкурс «Структура книги».

Конкурс проходит в виде блицтурнира, каждая команда отвечает на вопрос по порядку. Вопрос, ответ которого не знает одна команда, переходит к другой команде. За каждый правильный ответ- 1 балл.

2.Обложка из твердого картона(переплет)

3.Двойной лист бумаги, соединяющий блок с переплетной книжкой(форзац)

4.Полоска картона, вкладываемая в книгу для того, чтобы отметить нужную страницу(закладка)

5.Вводный текст, предваряющий изложение основного материала (предисловие).

6.Иллюстрированная или шрифтовая покрышка книги, защищающая блок от загрязнения(обложка)

7Первая страница книги, на которой напечатаны основные сведения об этом издании(титульный лист)

8.Обложка,одеваемая поверх переплета книги(суперобложка)

9.Перечесление всех произведений, вошедших в книгу, с указанием страниц, где они помещены(содержание)

10.Как называются иллюстрации, которые помогают понять технический или научный текст?(схема, чертеж)

3 конкурс-«Библиотека»

Каждой команде предлагается листы с кроссвордом: указаны вопросы, даются комментарии.

На этот конкурс дается по 10 минут. За каждый правильный ответ кроссворда №1по 1 баллу, за правильный ответ кроссворда №2 по 2 балла.

Кроссворд №1 .По вертикали должно получиться слово-ключ: Как называется работник библиотеки? (Библиотекарь).

Вопросы по горизонтали:

1.Как по другому называют «книгохранилище»? (библиотека).

2.Книги, которые знают «все и обо всем» (энциклопедии)

3.Отдел библиотеки, в котором производится выдача книг на дом (абонемент)

4.Отдел библиотеки, в котором читатели могут работать со словарями и энциклопедиями (читальный зал)

5.Загадка:

В них живут рассказы, сказки,

Комиксы, стихи, раскраски.

Потому что все мальчишки

И девчонки любят…(книжки)

6 Как называется размер книги по высоте и ширине (формат)

7.Что нам особенно нужно для занятий в читальном зале (тишина)

8.Периодическое издание, которое выходит ежедневно или несколько раз в неделю(газета)

9.Загадка:

В книжку ленту- невеличку

Мы положим на страничку.

Пусть лежит там для порядка

Разноцветная…(закладка)

10.Иллюстрация небольшого размера, помещенная в начале книги(заставка)

11.Карточка читателя, куда записываются выданные на временное пользование книги (формуляр)

12.Как называется человек, записанный в библиотеку и читающий книги для себя? (читатель).

1.Материал, на котором писали в Древнем Егип­те. (Папирус)

2.На этом материале писали в Древнем Китае. (Шелк)

3.«Буква» (знак) в некоторых странах. (Иероглиф)

4.Покрытие деревянных дощечек, используемых для письма. (Воск)

5.То, что в далекие времена писцам служило вместо промокашки. (Песок) 6.Им обычно писали наши далекие предки. (Перо)

7.Материал, который использовали на Руси для письма. (Береста)

8.В них макали перо во время письма. (Чернила)

9.Самый лучший писчий материал. (Бумага)

10.Деревянная или глиняная «страничка». (Таб­личка)

11.Издание, состоящее из листов и обложки. (Книга)

12.Один из видов древней «книги». (Свиток)

13.Его использовали для написания текстов в Ки­тае и некоторых других странах. (Бамбук)

(В вертикальном столбце получается слово «Пер­вопечатник»)

4 конкурс «Собери пословицу»

Командам предлагается по 2 конверта, в которых собраны пословицы и поговорки о книге, знаниях. В1-ом конверте- начало пословиц, во 2-м –конец. Задача: как можно быстрее собрать пословицы. За каждый правильный ответ- 1 балл.

Пословицы и поговорки:

Грамоте учиться- всегда пригодится.

Книги не говорят, а правду сказывают.

Книги читай, а дела не забывай.

Не красна книга письмом, красна умом.

С книгой поведешься — ума наберешься.

Книга – книгой, а своим умом двигай.

Иная книга обогащает, а иная с пути совращает.

5конкурс «Книгочей».

С каждой команды выходит по 1-му участнику, которым необходимо в течение 5 минут подготовиться и сделать обзор книжной выставки.

Пока участники 5-го конкурса готовятся отвечать, учащимся предлагается рассказать стихотворения о книге, о школе, о знаниях. За каждое стихотворение команде добавляется по 1 баллу.

Подведение итогов. Награждение победителей.

(Библиотечный урок был напечатан в Республиканском методическом журнале «Ашық сабақ .Факультативті сабақтар.Открытый урок.Факультативные работы», №1,2014 год, стр.77-78)

Использованная литература:

1.Книговедение:Энц.словарь.-М.:Сов.энциклопед.,1982.

2.Павлов И.Про твою книгу.-Л.:Дет.лит.,1991

3.Ельчибаева О.Т., Антропова З.Л.Библиотека, книга,читатель.-Алматы:Казахстан,1984.

4.Библиотечно-библиографические знания школьникам.-М.:Книга,1982.

5.Краткий справочник книголюба/Под ред. Мильчин А.Э.-М.:Книга,1986.

Библиотечный урок. Конспект «Ум без книги, как птица без крыльев»

Предлагаю разработку открытого мероприятия, посвященного международному дню книги. Данный материал будет полезен для внеклассной работы в 5-х, 6-х классах.

Учитель русского языка и литературы Карагодина Надежда Алексеевна.
Цели:
Обучающие: создать условия для ознакомления с историей книги, различным оформлением книг, значением их в жизни человека, пословицами и поговорками о книгах.
Развивающие: развивать интеллектуальные умения учащихся – обобщать полученные данные и делать выводы, развивать устную и письменную речь.
Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку и литературе, для понимания важности книги в становлении личности, развития эстетического вкуса; воспитывать культуру общения со сверстниками и окружающими людьми разных возрастных категорий.
Планируемые результаты:
личностные: формирование личностной рефлексии, осознание своих качеств и мотивов, личного действия;
познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели, извлечение информации из текста, анализ, синтез, обобщение;
регулятивные: управление своей деятельностью, постановка и формулирование цели;
коммуникативные: формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, формирование коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе сотрудничества, переработка информации;
– предметные: овладение знаниями об истории книг и значении чтения для развития умственных способностей, саморазвития, поиска ответов в различных жизненных ситуациях.
Оборудование: экран или интерактивная доска, презентация, видеозапись интервью, линейки, карандаши, ручки, листы бумаги.

ХОД УРОКА
1 этап.
Добрый день, ребята! Надеюсь, что урок подарит нам радость общения. Наше мероприятие проходит в необычной обстановке: в библиотеке. Как вы думаете, о чем пойдет речь? (Предположения учащихся).
2 этап.
Что вы знаете о книгах? (Отвечают пословицами и поговорками).
Предлагаю определить тему по ключевым словам, которые вы видите на доске. (Ум без …, как птица без …). (Слайды 1, 2)
3 этап.
Слово учителя: я держу в руке чудо, самое необыкновенное чудо на земле. Это книга.
Ученица: Мы привыкли к книге, перестали замечать это чудо. Книга – не просто вещь. Неживая – она живет, немая – она говорит. Книга может нас заставить смеяться, плакать, принимать правильное решение в жизни.
Ученик: А зачем нам нужны книги? Разве без них нельзя жить?
Ученица: Мы дышим, чтобы жить, мы едим, чтобы жить. Без книг люди не умирают. Но умирает их сознание. Умирает их способность мыслить, понимать, помнить. Если бы завтра исчезли все книги с лица земли, то людям пришлось бы начинать свою историю сначала. Один человек может прожить без книг. Но жить он будет скучно, неинтересно. Человечество без книг прожить не может, потому что нельзя прожить без памяти. Книга – это наша память.
Учитель: А как же появились книги, и какими они были на заре своего рождения?
1-й ученик: (слайд 3) Первой была «глиняная книга». Она родилась в древнейшем государстве Древнего Востока – Шумере. Край, где жили люди этого государства, был беден лесами. Нужда всему научит. Шумерийцев она научила строить хижины из камыша, обмазанного глиной. Книги шумерийцев тоже были глиняные. На них выдавливали значки острыми трехгранными палочками. Когда глиняная плитка покрывалась значками, её высушивали на солнце или обжигали в огне. И она становилась прочной и твердой, как камень. Давно исчезло государство Древний Шумер. Появилось новое – Древняя Ассирия. В Ассирии жил царь по имени Ашурбанипал, безжалостный завоеватель, но страстный любитель книг. Его дворец назывался «дом наставлений и советов».Во дворце этом было 2 тысячи глиняных «томов».
2-й ученик: (слайд 4) Глиняные книги, были тяжелыми и громоздкими. Поэтому люди стали использовать папирус. Родился он на берегу Нила за 30 веков до нашей эры, но ни один простой человек под страхом смерти не имел права его срезать, ведь папирус в Египте принадлежал царям – фараонам. А ценился он так, потому что на нем писали. Толстые стебли тростника разрезались на полосы, эти полосы склеивали друг с другом так, чтобы папирус стал плотнее. Тростник был высоким, поэтому листы писчего папируса оказывались длинными. Папирус свертывался в трубочку, и получался свиток. Вы даже не представляете, какой он бывал величины. Самую знаменитую древнегреческую книгу «Илиаду» Гомера для того, чтобы прочитать, нужно было растянуть в длину на 150 м.
3-й ученик: (слайд 5) Папирус хранился намного меньше, чем глиняные таблицы, листы высыхали и начинали крошиться, поэтому во втором веке до нашей эры был изобретен пергамент, более удобный и прочный. Сделан он из кожи козлят и ягнят. Сначала его вымачивали в извести, сушили, втирали в кожу мел. А назвали его так по имени небольшого древнегреческого государства Пергам, которое находилось на территории современной Турции. Пергамент не ломок, писать на нем можно было с обеих сторон, он придавал книге нынешнюю форму. Это изобретение стало драгоценностью: пергамент давали в приданное, передавали по завещанию наследникам, стоил он великолепного дома, мог быть поводом к войне. Иногда целый город имел одну-две книги. Наиболее ценные книги до начала 17 века приковывались в монастырских библиотеках.
4-й ученик: Конечно, пергамент прочен, но уж больно дорог. Чтобы изготовить книгу из пергамента, нужны были шкуры целого стада животных. Понятно, что мало кто мог позволить себе такую роскошь. И понадобилась простая, обыкновенная бумага. Впрочем, такая уж обыкновенная? (берет рамку, обтянутую сеткой). Говорят, что это произошло так: старый китайский мастер, которого звали Цай Лунь, сделал деревянную рамку и оплел ее тоненькой сеткой из шелковых ниток. Потом долго варил какие-то растения на маленьком огне. Затем добавил белой глины и клея, и все это варево вылил на сетку. Вода пролилась, а на сетке осталась белая масса. Она высохла на солнце. Это был первый в мире лист бумаги. И было это уже во втором веке нашей эры. Почти 400 лет китайцы скрывали секрет изготовления бумаги от всего мира. В 9 веке бумага добралась до Египта. Первое время к ней относились с недоверием: короли приказывали, например, не писать важных документов на бумаге, а только на пергаменте. К 15 веку, когда Гуттенберг изобрел книгопечатание, бумага завоевала всю Европу.
5-й ученик: (слайды 6,7) В 1951 году при раскопках в Новгороде советские исследователи обнаружили еще один материал для писем - бересту. Находка берестяных грамот - открытие, немногим уступающее находке библиотеки Ашурбанипала. Почта Ассиро-Вавилонской державы, равно как и почта Древнего Египта, принадлежала царям. Находки в Новгороде - свидетельство, что берестяные грамоты посылали друг другу простые люди.
«От Бориса ко Ностасии, - писал без малого тысячу лет назад какой-то новгородец, - како придеся грамота, тако пришли ми цоловара на жерепце, зане ми здесь дел много. Да пришли соропицю, соропицю забыла».
Как видно, у новгородцев были грамотными не только мужчины, но и некоторые женщины. Написать (вернее, нацарапать на бересте) записку с просьбой прислать забытую рубашку было там вполне обыкновенным делом - таких писем было найдено много. Причем не только в Новгороде, но и в некоторых других русских городах.
6-й ученик: (слайды 8,9,10) Как видите, книги были сделаны из разного материала: глины, папируса, пергамента, бумаги и даже из панциря черепахи. Но их писали и переписывали от руки. И они назывались рукописными. В XV веке книга стала печатной. Значение печатной книги велико. Представьте себе, как бы мы могли заниматься по одной рукописной книге. А сейчас у каждого ученика – книга.
7-й ученик: (слайд 11) Читает стихотворение «Старые книги» (Вл. Карпей).
4 этап.
Учитель: (слайд 12) Я предлагаю вам ознакомиться с высказываниями выдающихся людей и народной мудростью о книге. (Ученики читают по очереди вслух высказывания, которые помещены на экране):
– Выберите наиболее близкое вам суждение, объясните его смысл.
А теперь давайте посмотрим и послушаем ваших ровесников. (Видеоинтервью).
Сравните все высказывания и поделитесь, пожалуйста, своей точкой зрения на значение книг в жизни человека.
– Что значит книга для вас сейчас?
– Какой вывод вы можете сделать для себя о пользе чтения книг?
– Совпадает ли ваш вывод с темой урока?
Учитель: Мы в гостях у библиотекаря Татьяны Васильевны Забелиной, и мне хочется передать ей слово. Рассказ библиотекаря о пользе чтения и новинках в мире книг.
(слайд 13)
5 этап.
И, подводя итоги, прошу составить синквейн с ключевым словом нашего мероприятия. (Книга).
Рубрика «Это интересно» (слайд 14)
Домашнее задание. Сегодня вы познакомились только с небольшим фрагментом обширной темы «Книга». Отразите эту информацию в вопросах к кроссвордам.

Библиотечный урок

«Знакомство с библиотекой»

Тема: «Знакомство с библиотекой»

Цели:

  1. Дать учащимся первых классов базовые понятия по основам библиотечно-библиографической грамотности (ББГ) – «библиотека», «книжный фонд», «читальный зал».
  2. Сформировать и закрепить первичные навыки самообслуживания в условиях школьной библиотеки.
  3. Прививать умение самостоятельно ориентироваться в мире книг – попросить подобрать себе книгу.
  4. В воспитательных целях ознакомить детей с «Правилами поведения в библиотеке».

Здравствуйте, дети!

Вот вы уже школьники! И на многие вопросы знаете ответ – откуда берется молоко, как растет хлеб, как называется дерево, что растет под твоим окном.

Есть такой дом на свете, в котором собраны для тебя путеводители по жизни. Дом этот большой или маленький, но всегда удивительный, называется он «библиотекой».

«Библио» по-гречески – книга, а «тека» - хранилище. А знаете, сколько лет существует в мире библиотека? Почти 5 тысяч лет! Еще бумагу не изобрели, а библиотеки уже были. Что же в них хранили? Книги! В Египте – написанные на папирусе, в Междуречье – выцарапанные на глиняных табличках. В Индии – составленные из нарезанных пальмовых листьев, в Китае – свитки из шелка. Некоторые из этих первых книг сохранились и до наших дней. Их теперь бережно хранят в самых крупных библиотеках. Итак, библиотека – это дом книг. Здесь живут и дружат между собой книги, ваши верные друзья. В библиотеке очень много книг, журналов, и все это называется книжным фондом, А для того, чтобы мы могли быстро найти нужную книжку, каждая книга стоит на своем месте. Другими словами, можно сказать, что каждая книга имеет свой дом и свою квартиру. А хорошо ориентироваться в этом мире книг вам поможет, конечно, библиотекарь. В нашей библиотеке два отделения: абонемент и читальный зал. У слова «абонемент» много значений. Если хочешь знать все значения, загляни в словарь. В библиотеке оно означает место, где выдают книги на дом, Несколько дней книга твоя, Ты можешь рассматривать картинки, читать, перечитывать, выписывать что-то в тетрадь. И в назначенный библиотекарем срок книгу надо вернуть в библиотеку – ведь она нужна другим ребятам. А если не успел прочитать? Не беда, приди в библиотеку и попроси продлить срок чтения книги. У нас есть книги, которые на дом не выдаются. Это справочная литература – энциклопедии, словари. Это книги, которые могут понадобиться читателям в любой день. И хорошо, что они всегда под рукой. С такими книгами нужно работать в читальном зале.

«В читальном зале тишина

Нам особенно нужна.

Уходите, разговоры, -

В вестибюли, в коридоры!

Фантазировать, мечтать,

В тишине библиотечной

Речи птичьи, человечьи.

В каждой книге – чудеса!

И, конечно, тишина

Здесь особенно нужна».

Так что такое читальный зал? (ответы учащихся).

Книги – как люди: рождаются, живут, стареют. Как и люди, могут болеть. А заболев, нуждаются в лечении. И все врачи знают: любую болезнь легче предупредить, чем вылечить, и советуют беречь здоровье. И мы с вами должны книги и учебники: что? – БЕРЕЧЬ! Правильно! Давайте и мы с вами запомним, что с книгами делать нельзя:

Нельзя книги перегибать.

Нельзя загибать книжные страницы.

Нельзя закладывать в книги карандаши, ручки. А как называется вещь, которой необходимо пользоваться при чтении книг? ЗАКЛАДКА.

Нельзя писать и рисовать в книгах.

Больше всего книги любят бережное отношение. Очень любят чистоту.

Чтобы стать настоящими читателями, надо знать правила пользования библиотекой. Как нужно вести себя в библиотеке? Почему?

Правило № 1. В библиотеке надо вести себя тихо, т.к. шум мешает другим читателям.

Правило № 2. Книги надо возвращать вовремя. Ведь их ждут другие читателя. В нашей библиотеке книгу можно взять на 10 дней.

Правило № 3. С библиотечными книгами надо обращаться особенно бережно, чтобы их смогли прочесть как можно больше ребят.

Правило № 4. Библиотечные книги нельзя терять, иначе в школьной библиотеке не останется ни одной книги.

Правило № 5. Книги в библиотеке (из фонда открытого доступа) надо ставить точно на то место, где вы их взяли. Иначе библиотекарь не сможет быстро найти эту книгу для другого ученика.

А вот это, ребята, читательский формуляр (показывает), куда записываются все книги, которые вы прочтете за всю вашу школьную жизнь.

А сейчас я хочу проверить, внимательные ли вы читатели. К нам пришили телеграммы, но не знаем от кого. Помогите мне узнать их авторов.

«Спасите! Нас съел серый волк!»

«Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко!»

«Все окончилось благополучно, только хвост остался в проруби».

«Дорогие гости, помогите! Паука злодея зарубите!»

«Пришлите, пожалуйста, капли. Мы лягушками нынче объелись, и у нас животы разболелись!»

« от дедушки ушел, от бабушки ушел, скоро будут у вас!»

«Приходите, тараканы, я вас чаем угощу!»

А теперь отгадайте загадки о сказках и сказочных героях!

Ваша мать пришла,

Молоко принесла.

Полны бока молоко,

Полны рога творога, Полны копытца водицы.

«Волк и семеро козлят»

Приезжайте, доктор,

В Африку скорей,

И спасите, доктор,

Наших малышей!

«Доктор Айболит»

А дорога – далека

А корзина – нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

«Машенька и медведь»

Литература:

1. Агапова И.А. Веселая литература в начальной школе. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 120 с.

2. Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам: Материалы в помощь проведения занятий с младшими школьниками. Вып. 1. / Рос. Акад. образования ГНПБ им. К.Д.Ушинского. – М., 1997. – 60 с.

3. Сухих И.Г Литературные викторины в начальной школе – М.: Айрис-пресс, 2005. – 115 с.