Аксиологические основы формирования этнопедагогической компетентности будущего учителя. Нормативные основы формирования этнопедагогической компетентности будущего педагога Этнопедагогическая компетентность в поликультурном образовании

«Формирование профессиональных компетенций будущих педагогов средствами этнопедагогики»

В ситуации становления новой казахской государственности, демократизации гражданского общества, всего полиэтнического пространства Республики Казахстан одним из важнейших условий формирования подрастающего человека выступает этнокультурное воспитание. История каждого народа, содержание которой отражает материнский язык, фольклор, этническая символика, традиции, обычаи, духовно-нравственные ценности и по настоящее время формирует лучшие общечеловеческие человеческие ценности и качества. Важной частью многомерного процесса развития личности человека в поликультурном обществе становится процесс формирования этнокультурных компетенций, а именно передачи культурных ценностей, традиций, социальных норм того этноса, представителем которого он является и в среде которого он живет, выступает неразрывной частью многомерного процесса. Использование ценностей этнокультуры определенного этноса позволяет оказать влияние на социальное, духовное, нравственное и физическое развитие современной молодёжи.

Республика Казахстан отличается не только огромными просторами, богатой историей и культурой, но также этническим и религиозным разнообразием своего населения. Представители бол В связи с чем, назрела необходимость в условиях интеграции в мировое образовательное пространство, усилить процесс формирования этнокультурной компетенции будущих педагогов, выступающих в качестве транслятора этнокультурных ценностей.

Модернизация современной системы образования применительно к профессиональному образованию предполагает, что будущему педагогу необходимо владение базовыми компетенциями современного человека, в том числе этнокультурной компетентностью, под которой понимается свойство личности, выражающееся в наличии совокупности объективных представлений и знаний о той или иной культуре, реализующейся через умения, навыки и модели поведения, способствующие эффективному межэтническому взаимопониманию и взаимодействию. Анализ научно-исследовательских работ, нормативных документов РК позволяет выделить пять моделей введения национально-регионального этнокультурного компонента в содержание профессионального образования будущих педагогов: межпредметную, модульную, монопредметную, комплексную и дополняющую. Межпредметная модель предполагает равномерное распределение соответствующего материала по всем учебным предметам профессиональной подготовки будущих специалистов. Модульная модель реализуется посредством включения в учебные дисциплины гуманитарного цикла специальных тем (модулей), которые отражают этнокультурное своеобразие региона,Казахстана, других народов и стран. Монопредметная модель предполагает углубленное изучение студентами этнических культур (в том числе своей), языков (в том числе родного), истории, географии, искусства региона, Казахстана других народов и стран на специально выделенных для этой цели учебного предмета –этнопедагогика.,

Следует отметить, что в рамках компетентностного подхода в учебном процессе колледжа особая роль отводится самостоятельной работе студентов, важнейшими средствами управления которой являются проектные формы обучения, внедрение учебно-методических комплексов. Основными методами организации самостоятельной работы учащихся в рамках изучения этнопедагогики выступают как традиционные методы (написание и презентация реферата, выступление с докладом и др.), так и современные - выполнение творческих заданий (составление кроссвордов, педагогических ситуаций), разработка и защита проектов, сценариев и рекомендаций и др. При организации этнопедагогической подготовки особый интерес, на наш взгляд, представляет самостоятельная исследовательская деятельность студентов, направленная на сбор, изучение, анализ и использование в учебном и внеучебном процессе материалов, раскрывающих особенности культуры, истории, традиций, быта, образа жизни, психологии народов. Так например студентами третьего курса была выполнена творческая работа на тему «Использование ТРИЗ технологий в детском саду» где студенты рассказали и показали как посредством казахских национальных игр, художественных произведений и сказок учить детей решать творческие задачи. Еще одним условием повышения этнокультурной компетентности студентов в педагогическом колледже выступает реализация этнокультурных и личностно- ориентированных технологий в образовательном процессе, предполагающих использование активных и интерактивных проектно-исследовательских, имитационно-игровых форм и методов обучения, которые обеспечивают овладение будущими специалистами не только знаниями, но и способами профессионального мышления и деятельности, развитие способности к решению задач в новых условиях, а также стимулируют их самостоятельную работу, саморазвитие и самосовершенствование.. Эффективным условием повышения этнокультурной компетентности студентов является активное включение будущих специалистов в социально значимую работу во внеучебное время. Так студенты по изучению возможностей использования идей народной педагогики в практике работы детского сада изучили традиции т үсау кесу , подготовили и провели этот обычай для детей в рамках празднования наурыз.

Для формирования этнотолерантности у студентов на уроках этнопедагогики создаются условия для конструктивного взаимодействия с представителями разных этносов. При изучении темы «Национальная структура Казахстана» студентам было предложено выполнить домашнее задание: провести исследование и определить, к каким национальностям относятся корни их семьи.

Такая работа позволяет студентам овладевать социально-психологическими знаниями по культуре межнациональных отношений; развивает у них способность адекватно, непредвзято оценивать себя и других людей как представителей определенной национальности; обучает индивидуальным приемам взаимодействия с людьми разных национальностей. Результаты выполнения курсовых и дипломных работ по исследованию актуальных проблем этнопедагогики, анализ результатов различных видов практик, ответов студентов на экзаменах свидетельствуют о том, что они имеют достаточное представление о сущности этнокультурного образования. У выпускников формируется этнокультурная компетентность: владение способами (приемами, действиями) применения усвоенных этнопедагогических знаний на практике (операционно-деятельностный компонент), эмоционально-волевой компонент, который характеризуется ответственным и положительным отношением будущего педагога к этнокультуре и процессу этнокультурного образования; проявлением творчества, активности и инициативы в этнокультурном образовании будущих педагогов.

Таким образом, изучение научно-методической литературы и опыта работы преподавателей педагогических колледжей, переосмысление собственного опыта позволило определить основные условия повышения этнопедагогической компетентности будущих педагогов: -

включение в содержание профессионального компонента учебного процесса дисциплин этнокультурного цикла; - ценностно-смысловое самоопределение будущих специалистов по отношению к этнокультурной деятельности; - использование этнопедагогических идей в тематике курсовых и дипломных работ, а также в содержании различных видов практики; - высокий уровень психолого-педагогической компетентности преподавательского состава, что позволяет студентам проявлять творческую активность во взаимодействии с ними в образовательном процессе; - использование активных и интерактивных проектно-исследовательских, имитационно-игровых форм и методов обучения; - активное включение будущих специалистов в педагогически значимую работу во внеучебное время, которая направлена на формирование у них ценных педагогических умений и навыков.

С учетом полиэтничности общества, в котором сегодня социализируется молодое поколение Казахстана, становится очевидной необходимость разработки новых образовательных стратегий и подходов в деле формирования у будущих педагогов этнокультурной компетентности.

Содержание этнокультурной компетенции

(выражены в результатах обучения)

Владение знаниями этнокультуры казахского народа (ЭК-1)

Перечисляет, иллюстрирует в схемах и чётко интерпретирует этнокультуру казахского народа.

Владение заниями этнопедагогических понятий и факторов

(ЭК-2)

Перечисляет и схематически изображает кластер основных этнопедагогических понятий.

Систематизирует и комментирует этнопедагогические факторы, влияющие на этнокультуру казахского народа.

Демонстрирует умение применять этнопедагогические знания.

Характеризует национальные психологические особенности определённого этноса.

Владение знаниями об этнокультурных ценностях, наследии, нормах и традициях своего этноса (ЭК-3)

Перечисляет и интерпретирует этнокультурные ценности, наследие, нормы и традиции своего этноса.

Демонстрирует способности соблюдать этнокультурные ценности, наследие, нормы и традиции своего этноса.

Способность соблюдать традиции казахской этнокультуры (ЭК-4)

Перечисляет и интерпретирует традиции казахской этнокультуры.

Аргументирует выбор тех или иных традиций.

Прогнозирует воздействие традиций на формирование личности.

Демонстрирует приверженность к соблюдению национальных традиций своего этноса.

Способность к сотрудничеству в других этнических общностях

(ЭК-5)

Перечисляет и интерпретирует признаки сотрудничества в определенных этнических общностях.

Демонстрирует проявление сотрудничества в совместной деятельности с представителями другого этноса.

Способность к распознанию этнокультуры народов ЦА (ЭК-6)

Перечисляет и интерпретирует национальные и психологические особенности определенного этноса.

Моделирует процесс взаимодействия с представителем другого этноса.

Владение навыками самоконтроля в других этнических общностях (ЭК-7)

Перечисляет и интерпретирует приемы самоконтроля.

Использует техники самоконтроля применительно к ситуациям.

Прогнозирует выбор техник самоконтроля в критических ситуациях.

Способность к профилактике конфликтных ситуаций (ЭК-8)

Классифицирует виды этнических конфликтов.

Аргументирует способы разрешения конфликтных ситуаций.

Использует конструктивные способы решения конфликтов.

Демонстрирует умение предотвращать конфликт.

УДК 378: 371. 011 ББК 74.480: 74.200.5

Вертякова Эльвира Фаритовна

кандидат педагогических наук, доцент г. Челябинск Vertyakova Alvira Faritovna Саndidate of Pedagogics, Аssistant Professor Chelyabinsk

Этнопедагогическая компетенция как важная составляющая этнокультурологической компетентности будущих учителей Ethnopedagogical Competence as a Component of Future Teachers Ethnocultural Competence

В статье представлен инновационный взгляд на процесс формирования этнопедагогической компетентности как одной из важнейших стратегических задач в системе поликультурного образования. Рассмотрены понятия, на основании которых раскрывается содержательное наполнение этнопедагоги-ческой компетенции.

In the article one can find innovative approach and the process of formation of ethnopedagogical competence as one of the most important strategic tasks in the system of multicultural educational. There have been scrutinized in the article the concept, which define the substancial content of ethnopedagogical competence.

Ключевые слова: этнопедагогика, этнопедагогическая компетенция, этнокуль-турологическая компетентность, ценности этнопедагогической компетенции.

Key words: ethnopedagogics, ethnopedagogical competence, ethnocultural competence, values ethnopedagogical competence.

Проблема поликультурного образования приобретает особую актуальность и сложность в полиэтническом многонациональном российском обществе, для которой характерно усиление этнизации содержания образования, что требует от человека определенных знаний и умений. В Концепции модерниза-

ции российского образования на период до 2010 года образование называется важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений: «Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества, сохранения единого социокультурного пространства страны, преодоления этнонациональной напряженности и социальных конфликтов на началах приоритета прав личности, равноправия национальных культур и различных конфессий, ограничения социального неравенства. Многонациональной российской школе предстоит проявить свою значимость в деле сохранения и развития русского и родного языков, формирования российского самосознания и самоидентичности» .

Комплексный анализ научной литературы (В. П. Борисенко, Л. Ю. Бонда-ренко, Г. Д. Дмитриев, В. В. Макаев, З. А. Малькова, В. И. Матис, О. Д. Мукаева, Л. Л. Супрунова, В. А. Тишков и др.) по проблеме подготовки будущего учителя показал, что в освещении этнопсихологических и этнопедагогических основ не прослеживается концепций основательного изучения связанных с разработкой воспитания этнокультурных отношений школьников в условиях поликультурной образовательной среды. Выход из сложившейся ситуации мы видим в создании в высшей школе системы подготовки будущего учителя к воспитанию этнокультурных отношений в условиях поликультурной образовательной среды как субъекта, способного жить в мире и дружбе с представителями других этносов. Данные обстоятельства определили необходимость разработки такой концепции, структурно выстроить ее обобщенное содержание и представить свое видение современного процесса подготовки будущих учителей к воспитанию этнокультурных отношений.

Залог сохранения национальной специфики образования и культуры в целом видит в этнопедагогике целый ряд ученых (Г. Н.Волков с многочисленными учениками, В. С. Кукушкин, К. Ш. Ахияров и др.). Этнопедагогика как междисциплинарная отрасль знаний сформировалась на стыке этнологических и психолого-педагогических наук. Народная педагогика является основным объектом науки этнопедагогики. Отличие между народной педагогикой и эт-

нопедагогикой состоит в том, что первую педагогику создал народ из своего опыта, воспитания и обучения. Этнопедагогика - это часть классической педагогической науки, которая исследует закономерности и особенности народного и этнического воспитания. Она пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем в ней формируются и собственные методы.

На основе такой целевой установки определяется образовательная стратегия, направленная на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и полиэтнической среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур. Как отмечает Г. Н. Волков, образование, не учитывающее национальное самосознание, не может быть профессиональным, поскольку выстраивается в отрыве от педагогической культуры народа . Впервые термин «этнопедагогика» был использован в 1972 году академиком Г. Н. Волковым. Этнопедагогика, по определению Г. Н. Волкова, полнее, точнее передает содержание и сущность науки, предметом которой является педагогическая культура рода, этносоциума, нации и народности. Этнопедагогика исследует народное воспитание, изучает совокупность сведений, приемов, методик содержания обучения и воспитания, выработанных конкретным этносом на протяжении всей истории и обеспечивающих целенаправленное воспроизводство знаний, умений, навыков, качеств личности, ценных для данного этноса. В этнопедагогике выделяют два важнейших раздела: национальное содержание и этнически обусловленные методы образования. К первому разделу относятся этнокультура и рассмотренные в ее ракурсе общечеловеческие знания. Ко второму разделу относятся методы, позволяющие в наилучшей степени учитывать психологические особенности восприятия и мышления представителей этноса. Этнопедагогический диалог, как пишет Г. Н. Волков, - это диалог любви. «Могущество этнопедагогики состоит в том, что она организует диалог каждого человека с народом, человечеством, со Вселенной. Человек - это любящее существо, одаренное способностью сознательно ставить цели воспитания и осуществлять их на уровне этнического самовоспитания и взаимного воспитания».

Цель поликультурного образования состоит в формировании человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире и согласии с людьми разных национальностей, рас, верований. Поэтому мы полагаем, что формирование этно-культурологической компетентности и воспитание этнокультурных отношений является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке.

Содержательный компонент нашей концепции включает в себя усвоение знаний, умений, формирование этнокультурологической компетентности. Этнокультурологическую компетентность мы рассматриваем как сложное, индивидуально-поликультурное образование, формируемое на основе интеграции профессионально-педагогических, этнокультурологических знаний, ценностных ориентаций, умения применять регулятивные технологии воспитания этнокультурных отношений. Данный вид компетентности предполагает владение будущим учителем этнокультурной, поликультурной, этнопедагогической, этнопсихологической и регулятивно-технологической компетенциями, но с различными содержательными наполнениями. Компетенции - это способности человека реализовывать на практике свою компетентность. Все перечисленные компетенции являются структурными компонентами этнокультурологической компетентности.

По нашему мнению, этнокультурологическая компетентность будущего учителя представляет собой гибкий, динамичный, корректируемый в связи с изменениями условий и педагогических задач (для разных регионов) комплекс компетенций, обеспечивающих высокую эффективность деятельности. Эти компетенции соотносятся следующим образом: ценности, знания и умения выступают в роли регуляторов действий будущего педагога ввиду того, что имеют духовно-нравственную природу и закрепляются в педагогическом мастерстве, такте, личностных качествах, принципах жизни, экологии души (т. е. внутреннего мира человека), динамическом взаимодействии, взаимоотношениях с окружающей и полиэтнической средой. В своей совокупности знания и умения

способствуют осмыслению значимости этнокультурологической подготовки. Кроме того, уровень сформированное™ энокультурологической компетентности определяется деятельностью учителя и отражает уровень его знаний, поскольку умения и навыки являются материализованными знаниями. Сущность компонентного состава компетенций мы рассматриваем как основу формирования энокультурологической компетентности, ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности на основе раскрытия творческого потенциала будущих учителей в соответствии с потребностно-мотивационной сферой. Поскольку мотивация - это внутренняя движущая сила действий и поступков личности, мы должны стремиться управлять ею, регулировать процесс формирования положительной мотивации. Мотивация предусматривает у будущих учителей воспитание ценностного отношения к профессиональной деятельности, установку на формирование выделенных нами компетенций, каждая из которых имеет свое содержательное наполнение. Реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности при решении художественно-творческих задач. Рассмотрим содержательное наполнение этнопедагогической компетенции.

Этнопедагогическая компетенция - это владение студентом знаниями и умениями в области народной педагогики и этнопедагогики.

Руководствуясь этнопедагогикой Г. Н. Волкова, В. С. Кукушкина и др. исследователей, мы определили этнопедагогическую компетенцию, которая проявляется в таких образовательных компетенциях, как: знания о народной педагогике, знания об этнопедагогике как науке, знания о педагогической деятельности будущего учителя и совокупность этнопедагогических умений.

Перечислим этнопедагогические знания в области народной педагогики: знание правил и традиций воспитания народа; сущность понятий «народная педагогика», «опыт», «средства», «функции», «принципы», «методы» воспитания.

Назовем этнопедагогические знания в области этнопедагогики как науки: знания о науке и ее методологии; о понятийном аппарате этнопедагогики; о свя-

зи этнопедагогики с другими науками: этнопсихологией, этнологией, лингвистикой и др.

Выявим этнопедагогические знания в области педагогической деятельности будущего учителя: знания о характере деятельности учителя с применением этнопедагогического материала; знания о методических средствах, методах, приемах этнопедагогики и народной педагогики; знания о способах организации традиционных для своего народа и других народов данного региона праздниках, народных игр, спортивных мероприятий и т. д.; знания о системе отношений (к себе, к окружающим, к разнообразным этнокультурам, к профессиональной деятельности в многонациональном регионе).

Перечислим этнопедагогические умения: умение наблюдать, систематизировать, анализировать информацию о народной педагогике; отобрать образцы устного народного творчества (фольклора, поэзии, легенд и т. д.) по определенной тематике.

Назовем этнопедагогические умения в области этнопедагогики как науки: умение ставить и решать этнопедагогические задачи в учебно-воспитательном процессе: умение организовывать народную игру, праздник, фестиваль, исполнение песни, танца, инсценировки пьес, сказок и т. д.

Выявим этнопедагогические умения в области педагогической деятельности будущего учителя: умение систематизировать общечеловеческие ценности; ценности этнокультурных отношений, этнокультурные ценности своего народа; умение самостоятельно находить и ориентироваться в этнопедагогической литературе; владение будущим учителем этнопедагогической культурой, которая позволяет обратиться к этнокультурной направленности, качествам, деятельности педагогов, работающих в условиях поликультурной образовательной среды.

В раскрытии содержания этнопедагогической компетенции будущего учителя нами использован аксиологический подход, основой которого являются этнопедагогические ценности. А совокупность других подходов, совместно с этнопедагогическими ценностями, является характеристикой духовной культуры будущего учителя.

Мы полностью солидарны с Батчаевой Х. Х., которая выделяет ценности этнопедагогической культуры. К ним относятся:

Ценности-цели (концепция личности будущего учителя в ее профессиональной реализации в многонациональном социуме);

Ценности-качества (концепция личности в ее отношении к другим: любовь и уважение к детям вне зависимости от их этнической принадлежности, гуманность, вера в человека, доброта, способность к сопереживанию, справедливость, отзывчивость, тактичность, общительность);

Ценности-убеждения (концепция собственной оценочной, по отношению к себе и другим, системы знаний, играющей методологическую по отношению к деятельности роль);

Ценности-отношения (система отношений к себе, к окружающим, к разнообразным этнокультурам, к профессиональной деятельности в многонациональном регионе).

Таким образом, этнокультурологическая компетентность будущего учителя в поликультурной системе образования складывается из совокупности компетенций, одной из которых является этнопедагогическая. Реализация этно-педагогической компетенции в профессиональном становлении будущего учителя, как показали результаты опытно-поисковой работы, способствует достижению его основной цели: развитию этнокультурологической компетентности будущего учителя, готового адаптироваться к изменению в социальном заказе, способного обладать знаниями, умениями и ценностями этнопедагогической культуры.

Библиографический список

1. Ахияров, К. Ш. Народная педагогика и современная школа. [Текст] / К. Ш. Ахияров. Уфа: БашГПУ. - 2000. - 326 с.

2. Волков, Г. Н. Этнопедагогика. [Текст] / Г. Н. Волков. Чебоксары. - 1974. - 367 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года // Директор школы. - 2002. № 1. - С. 97-126.

1. Akhiyarov, K. Sh. Ethnopedagogy and a modern school / K. Sh. Akhiyarov. - Ufa: BashSPU, 2000. - 326 p.

2. Volkov, G. N. Ethnopedagogy G. N. Volkov. - Cheboksary, 1974. -367 p.

3. The Cjnctption of Pussian Education Modernisation Through 2010 // School Principle. - 2002. № 1. - P. 97-126.

1

В содержании статьи обоснована актуальность этнопедагогической компетентности будущего педагога, которая объясняется глобальным уровнем понимания особенностей современной социокультурной ситуации. Обосновано, что этнопедагогическая компетентность при подготовке будущих учителей специальности «Иностранный язык: два языка», приобретает особое значение, так как в соответствии с нормативными требованиями специалист должен иметь высокий уровень фундаментальной и профессиональной подготовки, быть способным и готовым к иноязычному общению на межкультурном уровне, а также, что он, как выпускники других специальностей, осуществляет свою профессиональную деятельность в полиэтнической образовательной среде, только с той разницей, что развитие личности обеспечивается средствами иностранного языка.

нормативные основы

этнопедагогическая компетентность учителя

формирование

государственный образовательный стандарт

методологические подходы

принципы

педагогика

компетенция

профессионализм

готовность

профессиональные способности

система образования

педагогический процесс

1. Элементы народной педагогики в эстетическом воспитании школьников // Взаимодействие педагогической науки и практики на современном этапе развития системы образования РК: Материалы рег. науч.-практ. конф. – Караганда: Изд-во КарГУ, 2002. – С. 33–35.

2. Абильдина С.К. Формирование готовности будущих учителей начальных классов к воспитанию нравственности учащихся посредством устного творчества казахского народного: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Караганда, 1999. – 29 с.

3. Альмухамбетов Б.А. Эстетическое воспитание учащихся 4–7 классов средствами национального изобразительного искусства: автореф. дис. …канд. пед. наук. – Алматы, 1990. – 31 с.

4. Бахтиярова Г.Р. Использование материалов казахской этнопедагогики при изучении педагогических дисциплин: автореф. дисс… канд. пед. наук. – Алматы, 1999. – 28 с.

5. Дюсембинова Р.К. Музыкально-эстетическое воспитание школьников средствами казахского народного песенного творчества: автореф. дисс… канд. пед. наук. – Алма-Ата, 1992. – 25 с.

6. Кендирбекова Ж.Х. Социально-педагогическая работа с молодежью в открытой этнокультурно-образовательной среде / Ж.Х. Кендирбекова. – Караганда, 2002.

7. Кожахметова К.Ж. Казахская этнопедагогика: методология, теория, практика. – Алматы: Гылым, 1998. – 317 с.

8. ГОСО РК3.07.031–2000. Специальность 510830 – Биология; 511031; География. – Астана. 2001.

9. ГОСО РК3.07.031–2000. Специальность 031140 – Физическая культура и спорт. – Астана, 2001.

Развитие мирового сообщества выдвигает перед образованием Республики Казахстан сложную задачу подготовки конкурентоспособного, компетентного в профессиональной сфере специалиста с высоким интеллектуальным потенциалом и положительными личностными качествами человека.

В проекте «Концепции высшего педагогического образования в Республике Казахстан» подчеркивается: «Ведущим фактором в реализации этой глобальной задачи является система образования, главным действующим лицом в которой является учитель, обладающий высоким уровнем профессионально-педагогической компетентности» .

Сегодня в общественном сознании и деятельности получает обоснование в качестве определяющего в решении современных проблем человеческий фактор, а потому аргументируется идея самоценности человека, необходимости уважения его личностного достоинства, духовного опыта, этнической принадлежности, этносоциальной роли.

Поэтому вуз, как открытая образовательная система, должен способствовать повышению культурного, духовного уровня личности будущего учителя и формированию его этнопедагогической культуры.

Особую теоретико-методологическую значимость для исследуемой проблемы имеют концептуальные положения и идеи, изложенные в исследованиях отечественных ученых С.К. Абильдиной , Б.А. Альмухамбетова , Г.Р. Бахтияровой , Р.К. Дюсембиновой , Ж.Х. Кендирбековой , К.Ж. Кожахметовой .

Цель исследования - разработка научно-теоретических основ этнопедагогической компетентности будущего учителя, определяющих эффективность исследовательского процесса, расширяющих и одновременно конкретизирующих арсенал исследовательской проблематики, включающих решение актуальных проблем, которые отражают потребности теории и практики профессионального образования.

Материалы и методы исследования

Анализ научной литературы по исследуемой проблеме, изучение и анализ учебной документации, педагогический эксперимент, моделирование, опросные методы.

Исходной позицией для выявления возможностей педагогического процесса и разработки системы педагогических условий формирования этнопедагогической компетентности будущих учителей служит определение исследуемого феномена, которого определена нами как совокупность интегративных профессионально значимых личностных качеств, способствующих реализации соответствующих знаний, умений, навыков и опыта профессиональной деятельности в условиях полиэтнической образовательной среды.

В содержании нашего исследования, модель процесса формирования этнопедагогической компетентности будущих учителей была разработана нами в соответствии с компонентами этнопедагогической компетентности, выраженных в сочетании критериев и показателей, позволяющих диагностировать результаты формирования искомой компетентности, поэтому данный критериально-показательный аппарат явился ориентиром для анализа вышеперечисленных документов.

Руководствуясь принципом системности, предполагающим рассмотрение явлений и процессов во взаимосвязи, мы исходили из признания существующей связи теории с практикой.

Практическая реализация основных теоретических положений профессиональной подготовки будущих учителей определяется и регулируется государственными документами в области высшего образования, в которых профессиональная подготовка регламентирует усвоение совокупности определенного объема теоретических знаний об объекте предстоящей деятельности и практических умений перевода их в способы этой деятельности, а также формирование и развитие профессионально значимых качеств специалиста.

Поскольку содержание профессиональной подготовки студентов определяется государственными стандартами, учебными планами, типовыми программами, определяющими учебные дисциплины, различные виды практик, самостоятельную и исследовательскую работы, а также другие виды и формы учебной работы, то, выявляя возможности учебно-воспитательного процесса вуза по формированию этнопедагогической компетентности будущих учителей в условиях полиэтнического образовательного пространства и развитию у них соответствующих умений, мы подвергли системному анализу нормативные документы трех факультетов педагогических специальностей, готовящих учителей разных профилей, студенты которых задействованы в опытно-педагогической работе .

При изучении и анализе названных нормативных документов мы ставили перед собой задачу: выяснить, насколько в них согласованно и рационально представлено содержание преподаваемых дисциплин. В ходе решения этой задачи нам удалось выделить такие дисциплины, которые в наибольшей степени, на наш взгляд, способствуют формированию знаний и умений, необходимых будущим учителям в этнопедагогической деятельности и выяснить, что их содержание и количество времени, отводимое на их изучение, существенно не отличается.

Перечень данных дисциплин на примере трех специальностей «Биология», «Иностранный язык: два языка», «Физическая культура и спорт».

Результаты анализа государственных общеобязательных стандартов образования, содержащихся в них квалификационных характеристик, типовых учебных планов, типовых программ (учебных дисциплин и педагогических практик), учебников и учебных пособий для специальностей «Иностранный язык: два языка», «Биология», «Физическая культура и спорт» показал, что в их содержании в рамках формирования исследуемого феномена нет принципиальных отличий. Поэтому мы сочли допустимым подробно изложить результаты анализа учебной и учебно-методической документации одной из названных специальностей, а именно: «Иностранный язык: два языка».

Анализ квалификационной характеристики данной специальности позволяет судить об актуальности исследуемой нами проблемы.

При этом этнопедагогическая компетентность при подготовке будущих учителей данной специальности приобретает особое значение, так как в соответствии с нормативными требованиями специалист должен иметь высокий уровень фундаментальной и профессиональной подготовки, быть способным и готовым к иноязычному общению на межкультурном уровне, а также, что он, как выпускники других специальностей, в нашем случае учителя биологии, географии и физической культуры и спорта, осуществляет свою профессиональную деятельность в полиэтнической образовательной среде, только с той разницей, что развитие личности обеспечивается средствами иностранного языка.

Эта особенность детерминируется также характером следующих составляющих профессиональной деятельности выпускников данной специальности:

Объектов (учащиеся учебных учреждений образовательной сферы: дошкольные учреждения, средние общеобразовательные школы, средние школы с углубленным изучением иностранных языков, средние профессиональные учебные заведения, лицеи, гимназии, колледжи);

Видов (образовательная или педагогическая, научно-исследовательская).

Необходимость исследуемой этнопедагогической компетентности обосновывается тем, что один из перечисленных квалификационных признаков анализируемой специальности - профильное и профессионально ориентированное обучение иностранным языкам как средству иноязычного взаимодействия на межкультурном уровне в условиях официального и неофициального иноязычного общения и социального взаимодействия - требует от будущих учителей знания методов, средств организации этнопедагогической деятельности с учащимися, другими субъектами общения и умения применять их на практике.

Это подтверждается и требованиями ГОСО РК к знаниям, умениям и навыкам выпускника по специальности «Иностранный язык: два иностранных языка», среди которых отмечается, что он должен иметь представление о роли иностранного языка в современном поликультурном мире, знать специфику коммуникации как особого вида деятельности и сущность понятия «межкультурная коммуникация» и основные ее виды, уметь пользоваться различными способами и формами коммуникативно-речевой деятельности, использовать языковые средства в соответствии с целями, местом, временем и сферами общения адекватно социальному статусу партнера по общению и представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного межкультурного общения, вести «диалог двух и нескольких культур», иметь навыки корректно использовать языковой материал во всех видах коммуникативно-речевой деятельности, а также быть компетентным в использовании иностранного языка как средства межкультурной коммуникации в составе всего комплекса компетенций.

Результаты исследования и их обсуждение

Как показал дальнейший анализ государственного стандарта образования, типового учебного плана и типовых программ по психолого-педагогическим и некоторым социально-гуманитарным дисциплинам, сущность этнопедагогической компетентности не достаточно отражена в содержании образования, получаемого будущими учителями названных специальностей в условиях вуза.

Подтверждение данного вывода мы нашли в результате анализа дисциплин, имеющих потенциальные возможности для наиболее эффективного формирования исследуемой нами компететности. Они выглядят следующим образом:

в цикле социально-гуманитарных дисциплин, на изучение которых отводится 1520 часов, курсу «Философия» выделяется - 170 часов, «История Казахстана» - 120 часов, «Социология» - 50 часов, что составляет - 21,8 % учебного времени от общего количества часов этого цикла;

в цикле общепедагогических дисциплин - общее количество - 410 часов на изучение курса «Педагогика» - 180 часов, «Этнопедагогика» - 100 часов, «История педагогики» - 70 часов, «Общая и возрастная психология» - 60 часов, что составляет 10,4 % учебного времени от общего количества на изучение дисциплин, имеющих наибольшие возможности в формировании этнопедагогической компетентности будущих учителей.

Безусловно, на формирование этнопедагогической компетентности опосредованное влияние оказывают как содержание, так и характер педагогического процесса вуза в целом. Однако, как показывает практика, это влияние имеет нецеленаправленный и несистематический характер, трудно поддающийся коррелятивному измерению.

В целях систематизации и большей организованности использования возможностей учебно-воспитательного процесса вуза для формирования исследуемого феномена нами была предпринята попытка разработать комплекс соответствующих дополнений к содержанию психолого-педагогических дисциплин. В связи с этим мы проанализировали государственные стандарты образования РК в части обязательного компонента циклов СГД и ОПД.

В формировании профессионально-педагогических знаний будущих учителей курс «Педагогика» занимает ведущее место. Как базовая дисциплина по данным специальностям она является важнейшим компонентом общей системы психолого-педагогической подготовки студентов, ориентированным на овладение методами научного анализа и прогнозирования педагогических явлений и процессов, обеспечение обращенности к индивидуальности, творческому потенциалу личности обучающегося.

Целью данного курса является формирование личности специалиста, подготовленного к работе в системе «человек - человек». Отсюда логически вытекает назначение курса: формирование у будущих учителей системы теоретических знаний и практических умений по переводу их в практические действия в условиях учебно-воспитательного процесса.

Основные задачи курса:

Сформировать у будущих специалистов понимание и осознание того, что человек - субъект деятельности и собственного развития;

Развить гражданскую позицию специалиста и его общую культуру;

Раскрыть сущность педагогических знаний, необходимых специалисту для эффективного взаимодействия и педагогически обоснованного воздействия на систему «человек-человек» для ее оптимального функционирования и развития;

Ознакомить с генезисом педагогических знаний и их ролью в социализации личности;

Сформировать умения педагогически обоснованно отбирать средства воздействия на систему «человек-человек» для перевода её в новое качественное состояние;

Ознакомить с современными технологиями обучения, самовоспитания и саморазвития личности будущего специалиста.

Заключение

Необходимо отметить, изучение курса «Педагогика» позволяет расширить знания студентов об особенностях функционирования педагогической системы «педагоги-учащиеся», раскрыть роль учителя в воспитательном процессе и его возможности в формировании личности.

Несомненно, все темы курса позволяют дать теоретические знания для учебно-воспитательной работы в школе. Изучая основные принципы педагогической деятельности, поиски, находки в совершенствовании педагогического процесса, будущие учителя осознают социальную значимость своего труда, у них формируется чувство ответственности за воспитание подрастающего поколения, расширяются представления о методах и средствах нравственного, эстетического, физического, экологического воспитания школьников, формируются социально значимые мотивы профессионально-педагогической деятельности.

Вместе с тем, отмечая несомненную познавательную ценность данного курса, необходимо констатировать, что в нем не уделяется внимания содержанию, формам и методам этнического воспитания и их использованию в учебно-воспитательном процессе, не раскрывается сущность педагогической и этнопедагогической культуры и их особенностей, в то время как формирование духовно-нравственной, интеллектуальной, этнокультурной, саморазвивающейся и самореализующейся личности с развитым творческим потенциалом является насущной задачей системы образования Республики Казахстан, вставшей на путь социально-экономических, культурных и политических преобразований, а успешное решение этой задачи требует совершенствования подготовки педагога-учителя, обладающего профессиональной компетентностью высокого уровня, поскольку его предстоящая деятельность будет проходить в условиях полиэтнического образовательного пространства.

Выводы, полученные в результате анализа возможностей курса «Педагогика», послужили основанием для разработки дополнений к содержанию рабочих программ данной дисциплины.

Библиографическая ссылка

Ишанов П.З., Аубакирова К.Ф., Кадирбаева Д.А., Жангожина Г.М. НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА // Международный журнал экспериментального образования. – 2017. – № 6. – С. 35-38;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=11687 (дата обращения: 26.11.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

>>>

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 1 – 2013 – Самара: Изд-во ООО «Аспект», 2012. – 228с. Подписано к печати 10.04.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 22,5п.л.

НАУЧНЫЙ АСПЕКТ № 4 – 2012 – Самара: Изд-во ООО «Аспект»,2012. – Т.1-2. – 304 с. Подписано к печати 10.01.2013. Бумага ксероксная. Печать оперативная. Формат 120х168 1/8. Объем 38п.л.

>>>

Аксиологические основы формирования этнопедагогической компетентности будущего учителя

Ткаченко Ольга Михайловна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики дошкольного и начального образования Кировоградского государственного педагогического университета имени Владимира Винниченко. (г.Кировоград, Украина)

Аннотация: В статье освещаются вопросы правомерности использования аксиологического подхода в изучении проблемы формирования этнопедагогической компетентности будущего педагога, рассматриваются основные аспекты его проекции на профессиональную подготовку будущего педагога в контексте проблемы исследования.

Ключевые слова: Аксиология, компетентность, этнопедагогическая компетентность, аксиологический подход, этнопедагогические ценности.

Появление новой образовательной парадигмы, которой является парадигма результата образования, обусловлено важностью для современного человека, его адаптационных возможностей в социуме не только определенного объема знаний, но и постоянного их обновления, гибкого, самостоятельного, творческого применения в различных жизненных и профессиональных ситуациях. Новая парадигма реализуется в компетентностном подходе, который является ведущим для образовательных политик стран Организации европейского сотрудничества и развития.

Современная система образования обществ с полиэтническим составом населения, которыми издавна были и в результате миграционных процессов становятся многие страны мира, по мнению ученых, нуждается в грамотных специалистах, носителях собственной национальной культуры, воспринятой во взаимодействии с другими культурами. В связи с этим в условиях реализации компетентностного подхода в высшем образовании актуализируется проблема формирования этнопедагогической компетентности будущего учителя.

Проблему профессиональной компетентности педагога, определения ее структурных компонентов изучали А. А. Деркач, И. А. Зимняя, И. А. Зязюн, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, В. А. Сластенин; специфику профессионального становления личности учителя, формирования разных видов его профессиональной компетентности исследовали в своих трудах В. П. Бездухов, О. Б. Бигич, Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко, А. И. Гура, Я. В. Кичук, И. А. Колесникова, В. В. Радул, С. А. Раков, Л. Л. Хоружа и другие ученые. Разные аспекты этнопедагогики освещали Г. Н. Волков, А. Э. Измайлов, В. С. Кукушин, Н. В. Лысенко, М. Г. Стельмахович, Е. И. Сявавко, А. М. Фролова, М. А. Хайруддинов, другие. На важность этнопедагогической подготовки будущего учителя, формирования у него этнопедагогической культуры обращали внимание В. А. Николаев, М. Г. Харитонов. Проблема формирования этнопедагогической компетентности учителя находится на уровне разработки в современной педагогической науке, что и обусловило наше обращение к ней.

Целью статьи является изучение аксиологического подхода к решению проблемы формирования этнопедагогической компетентности будущего учителя, доказательство правомерности его анализа и детализация положений подхода в контексте проблемы исследования.

В работе этнопедагогическую компетентность мы определяем как личностное образование учителя-воспитателя, которое выявляет уровень овладения разными типами опыта (познавательной деятельности в области этнопедагогики, этнопедагогической деятельности, творческой деятельности в оперировании этнопедагогической информацией, соответствующего опыта эмоционально-ценностных отношений), сформированность разных групп профессиональных качеств, которые позволяют выполнять целенаправленные сложные виды действий, соответствующих общей и педагогической (в том числе этнопедагогической) культуре, результативно решать проблемы, характерные для педагогической деятельности.

Анализ фундаментальных положений науковедения про методологические уровни и источники научных исследований свидетельствует о том, что методологическая основа исследования проблемы формирования этнопедагогической компетентности будущего учителя представляет совокупность взаимосвязанных и взаимодополняющих подходов, важное место среди которых занимает аксиологический.

Исходными для аксиологического в контексте намеченной проблемы являются культурологический и компетентностный подходы. Е. О. Иванова в рамках обоих подходов считает важным учет таких аспектов, как «культурное наследство, ценности и предыдущий опыт» . Компетентностный подход в профессиональном образовании, по мнению Т. Е. Исаевой, А. В. Семеновой, позволяет сберечь культурно-исторические и этносоциальные ценности общества. Положение о том, что «воспитательный простор есть простором культуры, который основывается на традициях и новаторстве» , определенной совокупности материальных и духовных ценностей, выявляет взаимосвязь культурологического и аксиологического подходов в образовании, в том числе и педагогическом.

В этнопедагогическом контексте термин «культура» используется в таких значениях: сфера духовной жизни общества; совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством на протяжении его истории. Определение культуры, актуальное в контексте проблемы исследования, предложил А. С. Запесоцкий, который феноменологическую сущность культуры определил как «совокупность ценностей, норм, идеалов, характерных для социальной общности (этносу, нации, общества), зафиксированных и закрепленных в текстах, преданиях, обычаях, традициях, которые обеспечивают смысл существования человека и общества» . При личностном подходе предложенное определение культуры дополняется совокупностью ценностей, которые человек присвоил и использует в процессе жизнедеятельности, взаимодействия с другими людьми.

Личностным феноменом считает В. Н. Гринева духовную культуру, которая является выражением «наиболее высоких общечеловеческих ценностей, выработанных человечеством за всю историю мировой культуры» . Ценности же, как подчеркивает ученая, являются базисом всех культурных явлений, их внутренней сущностью, что является основанием рассмотрения духовности и как педагогической категории. Как известно, передача и усвоение ценностей становится сущностью и результатом воспитания. Таким образом, как отмечает В. Н. Гринева, организация педагогического процесса в учебном заведении сводится к усовершенствованию «культуры восприятия духовных ценностей» человечества, а образование в целом является «накоплением знаний через усвоение духовных ценностей» .

Содержание аксиологического подхода определяется сущностью аксиологии как учения о ценностях, философской теории общезначимых принципов, которые определяют направленность человеческой деятельности, мотивацию поступков человека. Особую значимость этот подход приобретает в условиях реформирования системы образования, которое, по мнению В. Н. Гриневой, Н. А. Ткачевой, нацелено на утверждение человека как высшей социальной ценности, наиболее полное выявление его способностей, удовлетворение различных образовательных потребностей, обеспечение приоритетных общечеловеческих ценностей, гармонии отношений человека и окружающей среды, общества и природы .

В. В. Крыжко аксиологический поход в своих работах представляет как философско-педагогическую стратегию, которая «определяет пути развития профессионального искусства, использования педагогических ресурсов для развития личности и проектирует перспективы усовершенствования системы образования», основой которого является «принцип функционального значения или ценности» .

Сущность воспитания, как подчеркивает В. Н. Гринева, состоит в передаче «от поколения к поколению, от народа к народу, от общества к личности» сохраненных в культуре ценностей . Учитывая это, профессионал в области образования должен ориентироваться на две взаимозависимых системы ценностей: систему ценностей, которую нужно сформировать у учеников, и систему профессиональных ценностей. Если учитывать, что в иерархии ценностей особенное место занимают ценности этнических общностей, которые пронизывают всю структуру общественного сознания, то очевидным будет наличие этих ценностей в обеих названных системах. Для учителя-воспитателя особенную важность приобретают этнические ценности педагогического характера, изучение которых осуществляется этнопедагогикой.

И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов акцентируют внимание на «возможности предоставления автономного статуса аксиологии» в педагогике, так как аксиологический подход «органично присущ гуманистической педагогике, в рамках которой человек рассматривается как наивысшая ценность общества» . В. А. Сластенин инициировал выделение педагогической аксиологии, что обусловлено, как отмечает Г. И. Чижакова, необходимостью усвоения и принятия гуманистического идеала, который определяет «сущность и предназначение педагогической деятельности», где приоритет отдается общечеловеческим ценностям . Педагогическая аксиология трактуется этими учеными как относительно самостоятельная область педагогического знания, которая рассматривает образовательные ценности с позиции самоценности человека и осуществляет ценностные подходы к образованию на основе признания ценности самого образования .

В. А. Сластениным и его учениками разработана классификация педагогических ценностей в структуре профессионально-педагогической культуры. Она представлена ценностями-целями, ценностями-средствами, ценностями-отношениями, ценностями-качествами, ценностями-знаниями . Эта классификация отражает аксиологический и технологический компоненты профессионально-педагогической культуры, что непосредственно соответствует общепринятой структуре компетентности.

Систему ценностных ориентаций учителя В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова рассматривают как одно из структурных образований его профессионального и личностного самосознания. В. В. Крыжко настаивает на социальной и исторической обусловленности категории ценности. «В процессе становления человечества и отдельных этносов, пишет он, изменялся характер отношения людей к окружающей среде, к самим себе, к другим людям, к труду как необходимому способу самореализации, и одновременно с этим изменялись и векторы отношений, которые определяют ценности общественного сознания . Учитывая это, качественное усвоение и принятие системы педагогических ценностей возможно при условии овладения будущего учителя этнопедагогической компетентностью, которая основывается на этнопедагогической культуре, учитывающей эти аспекты проблемы.

Этнопедагогическая компетентность педагога предполагает овладение культурными педагогическими ценностями, без чего невозможно становление как педагогической культуры, так и педагогической компетентности будущего специалиста. На истинность этого утверждения указывают и принципы логико-структурного построения педагогической аксиологии, среди которых принципы исторической и социокультурной изменчивости образовательных ценностей, взаимосвязи социокультурных и образовательных ценностей, интеграции традиционных и инновационных ценностей .

В. А. Вакаев обращает внимание на то, что этнопедагогика, которую должны изучить будущие педагоги, является «своеобразной гуманистической ценностью народа, функция которой – сохранение и приумножение других ценностей». Ценности, которые культивируются в рамках этого раздела педагогики, позволяют строить общество, основой которого являются «реальные, жизнеспособные идеалы и ценности, выработанные народом на протяжении всей своей истории» .
Общечеловеческие ценности, по мнению В. А. Вакаева, иногда представляют собой ценности, выработанные народами Западной Европы и во время своего развития «насаждаемые неевропейским нациям» . Преодоление европоцентризма в оценке педагогических явлений выступает одним из принципов современной этнопедагогики и обеспечивает объективность и полноту интерпретации мирового педагогического опыта.

Этнопедагогические ценности в структуре педагогической культуры выступают ценностями-целями, ценностями-мотивами, ценностями-знаниями, технологическими ценностями, ценностями-отношениями, ценностями-качествами, связанными с традиционным воспитанием у разных народов в определенные исторические периоды; ценностными ориентациями, согласованными с этнопедагогической культурой – осознанием ценности этой культуры, установкой на учет народнопедагогического опыта в процессе организации современного воспитательного процесса и т.д.

Учитывая составные части народной педагогики, которые изучаются этнопедагогикой, к этнопедагогический ценностям также следует отнести ценности семьи конкретного этноса, традиции отношения к ребенку как ценности, ценности народного календаря и народного искусства и т.п. Если раньше изучались ценности народной педагогики и символические образы детства, преимущественно представленные в культуре взрослых, то в современной этнопедагогике считается целесообразным изучение ребенка как носителя и творца «собственной автономной субкультуры». Такой подход, по мнению И. С. Кона, предполагает изучение внутреннего мира ребенка через такие «объективации, как детский фольклор (и в целом художественное творчество), игра и общение» . Соответственно, содержанием детской субкультуры считаются не только актуальные для официальной культуры особенности сознания и поведения, но и социокультурные инварианты – элементы разных исторических эпох, архетипы коллективного подсознательного, зафиксированные в детской речи, мышлении, игровых действиях, фольклоре.

Учитывая принадлежность намеченных вопросов к проблематике высшего профессионального образования, важно подчеркнуть ориентацию изучения процесса формирования этнопедагогической компетентности на акмеологический подход. Его взаимосвязь с аксиологическим прослеживается в ориентации акмеологии на формирование у будущего специалиста профессионального менталитета, который представляет собой систему ценностных ориентаций и профессионального самоопределения личности. Этнопедагогический контекст этого вопроса проявляется в изучении будущими специалистами учебного материала о взглядах разных народов на воспитателя, учителя.

Обобщая выше сказанное, следует подчеркнуть, что правомерность использования аксиологического подхода в изучении проблемы формирования этнопедагогической компетентности будущего учителя подтверждается необходимостью ориентации этого процесса на систему этнопедагогических ценностей, которые должны быть присвоены студентом. Система этнопедагогических ценностей объединяет ценности, которые необходимо формировать у современных школьников, и ценности, важные для профессионала в области образования. Тенденция преодоления европоцентризма в современной науке отражается в изучении этнопедагогикой всего педагогического опыта человечества без ограничения его изучением педагогических традиций отдельного этноса.

Формирование этнопедагогической компетентности будущего специалиста предполагает становление таких компетенций, соответствующих следующим группам взаимозависимых и взаимообусловленных ценностей:
- детство как ценность у народов мира в разные исторические периоды;
- ценности семьи у разных народов;
- система ценностей, которые традиционно присваиваются детьми конкретного этноса в процессе социализации;
- ценности детской субкультуры;
- педагогические ценности, характерные для конкретного этноса;
- традиционные педагогические ценности, которые заслуживают внимания учителя-воспитателя в современных условиях;
- ценности, которые необходимо формировать у современных школьников, осознание их традиционности и новизны;
- ценности, которые формируются у педагога в результате осмысления многовекового педагогического опыта разных народов мира (ценность этнопедагогических знаний для современного педагога; ценности-отношения, важные для педагогической деятельности; качества личности, представляющие ценность для организации этнопедагогической деятельности и т.п.).

Овладение будущего учителя знаниями о системе этнопедагогических ценностей, опытом их учета в профессиональной деятельности и оперирования в процессе творческой деятельности, отраженными в ряде качеств личности, важных для эффективного решения профессиональных проблем, будет способствовать формированию у студентов этнопедагогической компетентности.

Перспективами изучения проблемы может выступать специфика формирования отдельных групп этнопедагогических ценностей у студентов в процессе их профессиональной подготовки.

Список литературы:

1. Вакаев В. А. Этнопедагогика как объект социально-философского познания [Електронний ресурс] / В. А. Вакаев. – Режим доступу до статті: http://www.aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/vakaev.html. Загл. с экрана.
2. Гриньова В. М. Аксіологічний підхід до проблеми педагогічної культури майбутнього вчителя / В. М. Гриньова // Шлях освіти. – 2002. №2. С.2-6.
3. Запесоцкий А. С. Образование, философия, культурология, політика / А. С. Запесоцкий. – М.: Наука, 2002. – 456 с.
4. Иванова Е. О. Компетентностный подход в соотношении со знаниево-ориентированным и культурологическим [Електронний ресурс] / Е. О. Иванова // Интернет-журнал "Эйдос". 2007. 30 сентября. – Режим доступу до журн.: http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-23.htm. Загл. с экрана.
5. Кон И. С. Этнография детства. Историографический очерк / И. С. Кон // Этнография детства: традиционные формы воспитания детей и подростков у народов Восточной и Юго-Восточной Азии / под ред. И. С. Кона. – М.: Наука, 1983. – С.9-51.
6. Крижко В. В. Антологія аксіологічної парадигми освіти: навч. пос. / В. В. Крижко – К.: Освіта України, 2005. – 440 с.
7. Сластенин В. А. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.
8. Ткачова Н. О. Аксіологічні засади педагогічного процесу в сучасних загальноосвітніх навчальних закладах: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.01. / Н. О. Ткачова; Луганський національний педагогічний ун-т ім. Тараса Шевченка. – Луганськ, 2007. – 44 с.