Диагностический комплекс методик психологического изучения семьи ребёнка с ОВЗ тест по психологии на тему. Тест “Психолого-коррекционная работа с ограниченными возможностями здоровья у детей” Диагностические материалы для детей с овз

Тест считается выполненным если сумма баллов не ниже 10 баллов.

Тест

Задание 1. Инклюзивное обучение – это:

а) Обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

б) Обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях;

в) Обучение ребенка с особыми образовательными потребностями в специальной школе.

Задание 2. Основным документом, регламентирующим закрепление инклюзивных тенденций в нашей стране является :

а) Конституция РФ;

б) Семейный кодекс РФ;

в) Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации.

Задание 3. Гарантия прав на получение равного, бесплатного и доступного образования закреплена в:

а) Конституции Российской Федерации;

б) Законодательном акте;

в) Уставе общеобразовательной организации.

а) Психолого- педагогический консилиум;

б) Бюро медико-социальной экспертизы;

в) Психолого-медико-педагогическая комиссия.

Задание 5. Л.С. Выготским были разработаны (выделены) уровни:

а) Актуального, потенциального и функционального развития;

б) Актуального, потенциального, возрастного и функционального развития;

в) Актуального и потенциального развития.

Задание 6.Ведущем видом деятельности для развития 10-месячного ребенка является:

а) Эмоциональное общение с взрослым;

б) Предметная деятельность;

в) Игровая деятельность.

Задание 7. На каком этапе кохлеарной имплантации сурдопедагог определяет готовность семьи оказывать систематическую помощь своему ребенку на всех этапах его реабилитации и перестраивать коммуникацию и взаимодействие с ребенком:

а) На этапе подключения и первоначальной настройки речевого процессора;

б) В ходе прохождения запускающего этапа реабилитации;

в) На этапе отбора кандидатов на КИ.

Задание 8. Для детей, не владевших речью до кохлеарной имплантации, продолжительность запускающего и последующего этапа реабилитации и их результативность во многом определяются:

а) Возрастом, в котором проведена операция;

б) Систематичностью занятий с сурдопедагогом;

в)Опытом использования индивидуальных слуховых аппаратов до КИ.

Задание 9. Целью психолого-педагогической реабилитации после операции КИ является:

а) Общее и социальное развитие ребенка;

б) Перевод ребенка на путь естественного развития коммуникации и речи;

в) Развитие слухового восприятия.

Задание 10. Определение варианта образовательной среды, образовательного маршрута и условий обучения ребенка с КИ после запускающего этапа реабилитации осуществляются с ориентировкой на:

а) Потенциальные возможности ребенка;

б) Уровень актуального развития ребенка;

в) Уровень актуального развития ребенка и перспективы дальнейшего сближения с возрастной нормой в выбранной среде.

Задание 11. Ранний возраст – это период

а) От рождения до 2 лет;

б) От 1 года до 3 лет;

в) От 1 года до 6 лет.

Задание 12. Дети, для обучения которых необходимо создавать особые условия, в Российском законодательстве называются:

а) Детьми с ограниченными возможностями здоровья;

б) Детьми с отклонениями в развитии;

в) Детьми с особыми образовательными потребностями.

а) Родителей детей с ограниченными возможностями здоровья;

б) Органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, образовательным организациям, иным органам и организациям;

в) Медицинских работников осуществляющих сопровождение детей с нарушениями в развитии.

Задание 14. Основным критерием эффективного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ является:

а) Освоение образовательной программы в соответствии с требованиями Федерального

Государственного Образовательного Стандарта;

б) Освоение адаптированной основной образовательной программы и социальнопсихологическая адаптация ребенка;

в) Полное удовлетворение запросов родителей.

Задание 15. Перечислите должностные обязанности тьютора:

Задание 16. Ребенок после кохлеарной имплантации нуждается в:

а) Логопедической коррекции;

б) Развитии слухового восприятия;

в) Комплексной реабилитации

Задание 17. К дополнительным образовательным программам не относятся:

а) Дополнительные общеразвивающие программы;

б) Дополнительные предпрофессиональные программы;

в) Дополнительные профильные программы.

Задание 18. Приоритетным направлением при освоении дополнительной

образовательной программы детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ является:

а) Овладение знаниями;

б) Приобретение умений применять знания, овладение определенными способами социальных и учебных действий;

в) Приобретение навыков будущей профессии, овладение предпрофессиональным уровнем знаний.

Задание 19. У каких детей с кохлеарными имплантами запускающий этап реабилитации оказывается самым длительным и продолжается от 1,5 до 2,5 лет:

а) у глухих детей с высоким уровнем речевого развития до КИ;

б) у глухих детей с выраженными дополнительными нарушениями развития;

в) у глухих детей, операция которым произведена до 1,5 лет

Задание 20. Сроки обучения по дополнительным программам для детей-инвалидов и детей с ОВЗ могут быть увеличены с учетом:

а) Особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии;

б) Пожелания родителей детей-инвалидов и детей с ОВЗ;

в) Результатов освоения дополнительной общеобразовательной программы для детей инвалидов и детей с ОВЗ на предыдущем этапе обучения.

Диагностика познавательной сферы школьников с ОВЗ: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, состояния устной и письменной речи

Предлагаем вашему вниманию примеры методик, направленных на изучение высших психических функций, лежащих в основе формирования учебных навыков.

Что исследуем

Название методики

Компоненты языковой системы школьников (слоговой структуры слова, грамматического строя, фонематического восприятия, навыков языкового анализа и синтеза, состояния связной речи)

адаптированный вариант методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В

выявление уровня развития речи и продуктивности ассоциаций

методика Эббингауза

определение уровня развития понимания грамматических конструкций

методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия

углубленное изучение состояния фонематического слуха (восприятия, представления, анализа и синтеза)

Тест различения и выбора фонем

диагностика объема и концентрации внимания

методика «Корректурная проба»,

переключение внимания

методика «Красно-черная таблица»,

для исследования скорости внимания

таблицы Шульте

определение устойчивости внимания

модификация метода Пьерона-Рузера

изучение памяти

«Долговременная память»

исследование логической и механической памяти

методика «Запомни пару»,

Изучение кратковременной памяти

методики «Память на образы», «Таблица двузначных чисел», «Оперативная память»

Диагностика слухоречевой памяти

методика «Запомни 10 слов».

диагностика словесно-логического и наглядно-образного мышления

методики « 4 лишний», «Простые аналогии», «Определение понятий, выяснение причин, выявление сходств и различий в объектах»

диагностика развития личностно-мотивационной сферы

методики изучения мотивации по Н.Л. Белопольской, «Три желания» и опросник «Оценка школьной мотивации»

исследование типологических особенностей личности

методика «Лесенка»

Диагностика эмоционально-волевой сферы

Тест цветовых отношений

Диагностика сформированности учебной деятельности

Методики «Домик», «Графический диктант», «Узор», Опросник по оценке качественных особенностей учебной деятельности ученика и степени выраженности соответствующих качеств

Предварительный просмотр:

Методы диагностики сенсорной и моторной асимметрии

Диагностика ведущего уха:

  • Испытуемому предлагается определить, у какого уха прозвучал хлопок в ладоши (его производят за спиной испытуемого, на одинаковом расстоянии от обоих ушей). Названное испытуемым ухо ведущее (предположительно).
  • Испытуемому предлагается оценить громкость тиканья часов тем и другим ухом. При этом отмечается, к какому уху он подносит часы в первый раз и одинаково ли слышит тиканье разными ушами.

° Испытуемому что-то говорится шепотом. Испытуемый обычно подставляет ведущее ухо, которым легче и быстрее осознает услышанное.

Диагностика ведущего глаза:

Испытуемого просят моргнуть одним глазом. Обычно закрывается неведущий глаз.

  • Рассматривание предмета в «подзорную трубу». Оно обычно осуществляется ведущим глазом.

В листе плотной бумаги размером 5x10 см в центре вырезается отверстие 1x1 см; держа лист на расстоянии 30-40 см, испытуемый фиксирует через отверстие предмет, находящийся в 2-3 см от него. При закрывании ведущего глаза предмет смещается.

В темной комнате испытуемого просят зафиксировать взглядом зажженную свечу, а затем прикрыть язычок пламени указательным пальцем вытянутой руки. Находясь сбоку, экспериментатор видит глаза испытуемого и определяет, на какой из них падает тень от пальца (она падает на ведущий глаз). Тестом можно пользоваться при определении ведущего глаза у детей дошкольного возраста.

Диагностика ведущей ноги:

  • Испытуемому предлагается выполнить подпрыгивание на одной ноге, шаг вперед и шаг назад, вставание на стуле на колени - нога, выполняющая движение первой, считается ведущей.
  • При прыжке в длину ведущая нога является толчковой.
  • При закидывании ноги на ногу сверху оказывается функционально преобладающая нога.
  • Испытуемому предлагается сделать несколько прыжков через скакалку. Ведущая нога будет первой и становится впереди неведущей.
  • Измерить длину 5-10 шагов каждой ноги, вычислить среднеарифметическую величину шага каждой ноги. Шаги ведущей ноги длиннее, чем неведущей.

Диагностика ведущей руки:

Для оценки степени праворукости и леворукости используются несложные тесты:

Ребенку вручается несколько спичечных коробков. Задание: «Найди спичку в одном из коробков». Ведущей считается та рука, которая открывает и закрывает коробок.

  • Ребенку предлагается открыть и закрыть несколько пузырьков с отвинчивающимися крышками. Ведущая рука выполняет активные действия, неведущая - держит пузырек.
  • Ребенка просят развязать несколько узлов на шнурке средней толщины. Ведущей считается та рука, которая развязывает узел (другая держит).
  • Ребенок должен протереть классную доску (стол, шкаф и т.д.) тряпкой. Активные действия выполняет ведущая рука.
  • Ребенка просят поймать мяч одной рукой. Активные действия выполняет ведущая рука.
  • При раздаче карт их раскладывают ведущей рукой.
  • При хлопках в ладоши ведущая рука - сверху.
  • Ребенка просят погладить игрушку, держа ее в руке, гладит ведущая рука.
  • Нарисовать пальцем одной руки круги на ладони другой - рисует ведущая рука.
  • Неведущая рука держит часы, ведущая рука выполняет активные, точно дозируемые движения, заводящие часы.
  • Ведущая рука держит нитку и вдевает ее в ушко, а неведущая рука держит иголку.
  • При переплетении пальцев рук сверху оказывается большой палец ведущей руки.
  • Ребенка просят поднять лежащий на полу предмет. Это действие очень редко выполняется неведущей рукой.

Ребенку предлагают скрестить руки («поза Наполеона»). Кисть ведущей руки оказывается на предплечье другой руки, кисть неведущей руки оказывается под предплечьем ведущей.

  • Детям предлагается на листе бумаги нарисовать два квадрата 2x2 см. Далее следует заполнить их вертикальными линиями на расстоянии 1-1,5 см друг от друга: сначала правой рукой - правый квадрат, затем левой рукой -левый квадрат за определенное время. Ведущая рука проводит больше линий, и они получаются более прямыми (пробу проводят с детьми старше 10 лет).
  • Детям предлагается взять два чистых листа бумаги и поставить жирную точку в центре каждого из них. Затем сначала одной рукой на одном листе, а затем другой на втором листе с закрытыми глазами попасть карандашом в эти точки 15-20 раз подряд. У праворукого ребенка точность попадания выше при работе правой рукой (точки ближе к цели, распределены вокруг нее равномерно, форма разброса приближается к овалу). Левая же рука чаще всего попадает в левую половину листа и дальше от цели, чем правая. У леворуких детей наблюдается обратная картина. (Проба Е.П. Ильина на точность попадания.)

Детям предлагается на чистом листе бумаги с закрытыми глазами и зафиксированным (прикушенным) языком одновременно рисовать двумя руками: правой рукой - квадрат, а левой - круг. Затем под первой парой рисунков предлагается нарисовать треугольник - квадрат, круг - квадрат и т.д. до восьми пар фигур. Рисунки выполняются в быстром темпе. Неведущая рука будет повторять движение ведущей или запаздывать с выполнением задания. (Проба Чернашека, ее проводят не ранее 7 лет.)

Для определения профиля латеральной организации моторных функций (праворукости и леворукости) можно использовать диагностическое устройство в виде подставки с двумя рядами отверстий по 10 штук. Испытуемый должен пятикратно переставлять деревянные палочки из отверстий одного ряда в другой правой рукой и столько же левой. Учитывается время в секундах. Далее определяются средние арифметические значения полученных результатов для левой и правой руки и коэффициент мануальной асимметрии по формуле:

КМА = Т ср . П/Т ср .Л,

где Т срп - среднее значение времени для правой руки; Т ср .Л - среднее значение времени для левой руки. (Проба Аннет.)

Предварительный просмотр:

Методика «Наблюдение ведущей модальности» (В.В. Авдеев)

№ п/п

Признаки

Визуальная

модальность

Аудиальная модальность

Кинестетическая модальность

Жесты

На уровне плеч

На уровне груди

На уровне живота

Дыхание

Верхнее (ключичное)

Среднее (межреберное)

Нижнее

(диафрагменное)

Высокий

Средний

Низкий

Положение глаз

Вверх

Перед собой

Вниз

Ключевые слова

Смотреть, представлять

Слушать, говорить

Чувствовать, ощущать

Предварительный просмотр:

  1. Исследование связной речи:

а) Составление рассказа по серии из четырех сюжетных картинок

Инструкция : разложи эти картинки по порядку и составь рассказ.

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения

15 баллов - картинки разложены самостоятельно и правильно, в рассказе верно передан смысл происходящего;

10 - использование стимулирующей помощи при раскладывании картинок, либо при уяснении смысла происходящего, либо и на том и другом этапе;

5 - при раскладывании картинок или при интерпретации происходящего понадобилась развернутая помощь в виде наводящих вопросов или же при правильно разложенных картинках дано собственное толкование событий;

0 - невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи.

Критерий возможности программирования текста

15 баллов - рассказ содержит все основные смысловые единицы в правильной последовательности, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения;

10 - пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих элементов, или неоправданные повторы однотипных, упрощенных связующих элементов;

5 - выраженная тенденция к фрагментарности текста, перечислению деталей, событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные повторы слов, грамматических конструкций, или наличие непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;

0 - невозможность самостоятельного построения связного текста.

Критерий грамматического оформления

15 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно, но однообразно или имеются нарушения порядка слов;

5 баллов - наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 баллов - множественные аграмматизмы.

Критерий лексического оформления

15 баллов - адекватное использование вербальных средств;

10 - длительный поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;

5 - выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звуковой структуры слов;

0 - далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств.

Суммарный балл складывается из оценок по всем четырем критериям и при максимально успешном выполнении равен 60.

Предварительный просмотр:

Тест различения и выбора фонем.

Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики. Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое - состояния фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое – фонематического анализа и восьмое - фонематического синтеза. Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания. К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.

Задание 1.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку.

Слушай:

Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш".

После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: "А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3" (зъ). Слушай:

С", Ц", 3", Т ", 3" ".

И, наконец, учитель говорит: "Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:

С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ".

Примечание: Звуки Ш, 3", Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.

"Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА". После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: "А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:

ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ".

Задание 2.

Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: "Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках". Далее учитель называет следующие пары:

трава - дрова, уточка - удочка,

крыша - крыса, мишка - мышка,

бочки - почки.

Задание 3.

Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: "Все ли предметы тебе известны?" Ребенок обычно отвечает утвердительно. Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй - черный. Учитель вновь обращается к ученику: "Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика - со звуком Д".

Задание 4.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце".

Задание 5.

Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово

"сковородка".

Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: "Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем - второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные". Затем учитель по очереди называет слова:

нос, паук, школа, палатка, сковородка.

"Назови первый и последний звук в слове СЛОН".

Задание 6.

Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: "Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове "ласточка".

Задание для углубленной диагностики.

"Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В".

Задание 7.

Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:

Ч Ш Ц Т

Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: "Сейчас я произнесу одно слово - это слово "чашка". А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова".

Задание для углубленной диагностики .

"Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ".

О У А М

Задание 8.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков". (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)

Задание для углубленной диагностики.

"Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу". (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)

"Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках".

Локальный нормативный акт образовательной организации это:

Выберите один ответ.

Question2

Что понимают под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья?

Выберите один ответ.

Question3

Статус ребенка с ОВЗ определяет

Выберите один ответ.

Question5

В соответствии с законом Устав ОО

Выберите один ответ.

Question6

Порядок разработки и принятия локальных нормативных актов относится к компетенции:

Выберите один ответ.

Question7

Закон № 273-ФЗ определяет сроки приведения в соответствие с новым Законодательством:

Выберите один ответ.

Question8

Локальный нормативный акт разрабатывается и принимается в образовательной организации:

Выберите один ответ.

Question9


Закон «Об образовании в РФ» - это нормативный правовой акт уровня:

Выберите один ответ.

Question10

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья это:

Выберите один ответ.

Цели и задачи тестирования: это способ проверки знаний учащихся.

Тестирование на уроках позволяет провести опрос учащихся по самым разным разделам в короткий срок.

Способы тестирования могут быть разного вида.

Например раздел кулинария:

1 Предлагается вопрос и несколько ответов, необходимо выбрать один правильный .

К кофейной посуде относятся :
а) кофейник;
б) чайник;
в) молочник;
г) заварник. Ответ:а)

№2 Вставьте пропущенное слово :

1)Специальное помещение для приготовления и приема пищи, хранения продуктов называется ……………………… . (кухня) 2)Прибор для определения свежести яиц называется ……………………….(овоскоп)

3) Какой овощ содержит много витамина А …………………..(морковь )

3 Ответьте «ДА» или «НЕТ» на следующие вопросы:

Бутерброды это холодная закуска? (да)

Яйцо всмятку варится 10 минут? (нет)

Можно хранить овощи в воде? (нет)

№4 Напишите слова ответы, количество букв в слове совпадает с количеством пустых клеток.

Основа для приготовления бутербродов. (хлеб)

Бутерброд с несколькими продуктами сверху. (сложный)

Столовый прибор для приготовления бутербродов. (нож)

5 .Отметьте буквой«С» - санитарно- гигиенические требования, БУКВОЙ «Т» - правила техники безопасности:

1) руки мойте с мылом , (С)

2) перед включением электроприбора проверьте его исправность (Т)

3 ) наденьте фартук и косынку(С)

4) включайте и выключайте приборы сухими руками (т)

6 Обвести кружком правильные ответы. Овощи, используемые для приготовления винегрета :

а) картофель;
б) капуста;
в) огурцы;
г) морковь;
д) свекла;
е) лук;
ж) чеснок.

7 соединить стрелкой соответствующий способ первичной обработки продукта:

Манная крупа- просеивают, картофель - моют, лук - очищают, гречка- перебирают, горох -замачивают.

8 Внимательно изучите картинки и выберите те предметы, которые нужны на кухне. Дайте им названия.

Ответы: 1-чайник, 2- молоток для отбивных, 4 - миксер, 5 - половник, 7- сковорода

9 кроссворд

По горизонтали:

1). Ей едят суп. ..(ложка)

2). На стол стелют…(скатерть)

3). Хлеб с маслом…(бутерброд)

4). «Яблоко любви»… (томат)

По вертикали:

1) Содержит много витаминов, ей можно украсить блюдо…..(петрушка)

2) Подготовка стола к приёму пищи… (сервировка)

3) Горячий напиток….(кофе)

10 Разгадать ребусы:


Дополнительно на занятиях я использую созданные мной игры. Н астольные игры позволяют разнообразить урок, повысить интерес учащихся к предмету, закрепить изученный материал и проверить знания учащихся.

Основные правила игры «Инструменты и оборудование»

В игре может участвовать несколько игроков, у каждого своя фишка. По очереди игроки подбрасывают кубик и делают ход в зависимости сколько точек выпало. Если фишка попала на синий кружок, следует пропустить ход, зелёный- перейти на два хода вперёд. Если фишка попадает на картинку необходимо назвать предмет и где его используют.

Например: венчик- для взбивания крема, яиц, теста; скалка -для раскатывания теста; кастрюля- для варки различных продуктов.и т.д.

Игра «Техника безопасности»

Если ваша фишка попала на картинку. Вам необходимо назвать пункт из правил по технике безопасности, которые нужно соблюдать во время работы с этим инструментом, предметом.

Если фишка попадёт на зелёный кружок - перейти на один ход назад, если выпал оранжевый кружок - перейти на два хода вперёд.

Например: изображена кастрюля и ответы - когда жидкость закипит, уменьшить нагрев; наливать в кастрюлю воду до ручек и не переливать и т. д;

Ножи- нож подают ручкой вперёд; во время работы с ножом не толкаться; во время нарезки пальцы держащие продукт, слегка подогнуть ит.д.

Игра «Овощи»

Если фишка попадает на синий кружок - игрок пропускает ход;

на сиреневый кружок- рассказать технику безопасности при работе с ножом;

на оранжевый- необходимо ответить на вопрос:

1-какие питательные вещества содержатся в овощах;

2- какими лечебными свойствами обладает картофель, какие блюда можно приготовить из картофеля;

3- перечислить форму нарезки помидор;

4- перечислить форму нарезки картофеля;

5- какие питательные вещества содержит морковь;

6- какими свойствами обладает лук и чеснок;

7- родина огурца;

8- для приготовления каких блюд используют лук;

9- перечислить форму нарезки моркови;

10- перечислить форму нарезки лука;

11- как иначе называют помидоры, для приготовления каких блюд их используют;

12- перечислить форму нарезки капусты;

13 - какими лечебными свойствами обладает капуста, для приготовления каких блюд её используют;

14- перечислить форму нарезки свеклы;

15- перечислить форму нарезки огурца, для приготовления каких блюд используют;

16- рассказать первичную обработку овощей.

Например ответ: №1- в овощах содержатся витамины, углеводы, минеральные вещества;

№10- лук можно нарезать кольцами, полукольцами, шашки.

Игра блюда из яиц.

Если ваша фишка попала на зелёный кружок- пропустить ход;

Оранжевый- ответить на вопрос под данной цифрой:

1- какие питательные вещества содержатся в яйце;

2- температура варки яиц в крутую;

3- температура варки яйца в «мешочек»;

4- температура варки яиц всмятку;

5- в чём особенность приготовления глазуньи;

6- какие существуют виды омлетов;

7- как проверить яйцо на свежесть;

8- в чём заключается первичная обработка яиц;

9- для приготовления каких блюд используют яйцо;

10- в каком виде может поступать яйцо на предприятия общественного питания;

11- что такое льезон;

12- на какой праздник красят яйца;

13- как приготовить фаршированное яйцо;

14- рассказать строение яйца;

15- как называется инструмент.

Например ответы: №15 -яйцерезка; №14- яйцо состоит из скорлупы, белка, желтка, пуги; №10 - в скорлупе, в виде яичного порошка, в банке и в замороженном виде «меланж».

Если в ходе игры у всех игроков фишка попадает на одну картинку, преподаватель может добавить дополнительные вопросы.

Тема: «Методики психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ»

1. Методы психолого-педагогического изучения детей с ОВЗ;

2. Характеристика и классификация психодиагностических методик;

3. Нейропсихологическая диагностика причин школьной неуспеваемости.

4. Диагностика познавательной сферы школьников с ОВЗ: восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, состояния устной и письменной речи;

5. Диагностика особенностей личности детей с ОВЗ;

6. Диагностика эмоционально-волевой сферы школьников;

7. Диагностика сформированности учебной деятельности детей с ОВЗ.

В полноценном диагностическом обследовании необходимо гармоничное сочетание тех и других методик.

Тест И.П. Павлова

Мно­гочисленные данные о функциональной специализации по­лушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию Павлова о двух сигнальных системах с особенностями ра­боты полушарий и «распределением» ролей, которое су­ществует в их совместной деятельности. Обязательное условие для диагностики детей - их умение читать. Тестирование рекомендуется проводить индивидуально.

Инструкция: разложи по три карточки на три группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Наглядный материал: девять карточек; на каждой на­писано по одному слову: «карась», «орел», «овца», «пе­рья», «чешуя», «шерсть», «летать», «плавать», «бегать».

Оценка результатов

1-й вариант:

а) «карась», «орел», «овца»;

б) «бегать», «плавать», «летать»;

в) «шерсть», «перья», «чешуя».

В этом варианте выделены общие существенные при­знаки. Преобладает вторая сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование ле­вого полушария.

2-й вариант:

а) «карась», «плавать», «чешуя»;

б) «орел», «летать», «перья»;

в) «овца», «бегать», «шерсть».

Здесь предметы и явления обобщены по их функциональ­ным признакам. Преобладает первая сигнальная система, ху­дожественный тип, образное мышление, доминирование пра­вого полушария, синтезирование целостного образа.

3-й вариант:

одновременное выполнение 1-го и 2-го вариантов теста. Смешанный тип.

Методика выявления соотношения сигнальных систем К.А. Климова.

Испытуемым предъявляются девять различ­ных пар кружков одинакового размера, в одном случае - со словесными, а в другом - с цветовыми обозначения­ми (розовый, синий, красный, зеленый, желтый и т.д.). Время экспозиции - 30 секунд. Им предлагает­ся запомнить предъявленные пары раздражителей. После предъявления кружков со словесными обозначениями испытуемые должны написать (сказать), что запомнили (функция левого полушария). После показа цветных круж­ков испытуемые должны расположить их в предъявлен­ном сочетании (функция правого полушария).



Подсчитывается количество правильно воспроизведенныхсловесных и цветовых пар раздражителей. Показателем соотношения сигнальных систем служит отношение величин запомненных цветовых и словесных пар (К).

К = А/В, где А - количество пар цветных кружков; В - количество пар кружков со словесным обозна­чением слова. Преобладание первой сигнальной системы (доминирование правого полушария) имеется в том случае, если К > 1,05. Преобладание второй сигнальной системы (домини­рование левого полушария) имеется в том случае, если К < 0,95.Смешанный тип (равнополушарность), если К = 0,96- 1,04.

Диагностический материал для обследования

Учащихся 2 классов

Продуктовый Экскурсовод

Кондитерская Переталкивали

Метрополитен Водопроводный

Стекольщик Регулировщик

Библиотекарь Кораблестроение

Па-ба-па-ба Ча-тя-ча

Ды-ты-ду Ру-лу-лу-ру

Га-ка-га За-жа-за-жа

Са-ша-са Со-со-шо-со

Ща-ся-ща Жо-шо-шо-жо

·

у слона детеныши - у собаки-

у верблюда - у свиньи-

у оленя- у лошади-

у барсука- у коровы-

у осла- у овца-

· :

варенье из черники- коробка из картона-

ложка из серебра- дом из кирпича-

платье из шелка куртка из замши-

каша из пшена- сок из сливы-

крыша из черепицы- посуда из алюминия-

· :

человека за храбрость называют-

человека за честность называют-

если днем идет снег, то день-



если днем идет дождь, то день-

если дует ветер, то день-

· :

клюв птицы-

морда кролика-

хвост лошади-

зубы акулы-

туловище коровы-

·

Груша, бабушка, внучка, давать

Машина, по, ехать, дорога

Свитер, надеть, шерстяной, Лена, теплый,

Папа, интересный, смотреть, журналы, вечером

· Верификация предложений:

Солнце освещается землей.

Собака вышла в будку.

Птица летит высоко под лесом.

По небу летят самолет.

На столе лежат цветной карандаши.

· Употребление предлогов:

Чайка летит …водой.

Деревья шумят…ветра.

Последние листья опадают..березы.

Машина остановилась..подъезда.

Мальчик спрятался..деревом.

· Завершение предложений:

Сергей поздно пришел из школы, потому что….

Девочка была голодна, хотя…..

·

Наступили долгожданные зимние каникулы.

· Определи количество слогов в словах: жалоба, малиновый;

· Определи количество звуков в словах: кошка, кабина;

· Назови 3 слог в слове малина;

· Назови 6 звук в слове скороход;

· Назови 3 звук в слове плотник;

· Назови звук в слове праздник , стоящий после звука п;

· Пересказ текста.

Учащихся 3 классов

(адаптированный вариант методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.)

1.Исследование слоговой структуры слова:

Бейсболка волейболист

Тракторист перепрыгивал

Библиотекарь транспортный

Водопроводчик авиаперелет

Программист десятиэтажный

2. Фонематическое восприятие:

Па-ба-па-па Ча-тя-ча-тя

Ду-ду-ду-ту Ру-лу-ру-лу-ру

Га-ка-ка-га За-жа-за-жа

Са-ша-са-са Со-со-шо-со

Ща-ся-ща-ща Жо-жо-шо-жо

3. Исследование навыков словообразования:

· образование существительных суффиксальным способом:

у кролика детеныши - у собаки-

у тигра - у свиньи-

у лягушки- у лошади-

у барсука- у коровы-

у белки- у овца-

· образование относительных прилагательных :

варенье из груши- салат с мясом-

варенье из рябины- салат с курицей-

варенье из малины- лист клена-

кукла из фарфора- лист березы-

крыша из черепицы- посуда из глины-

· образование качественных прилагательных :

человека за доброту называют-

человека за нежность называют-

если днем холод, то день-

если днем тепло, то день-

если дует ветер, то день-

· образование притяжательных прилагательных :

морда барсука-

морда верблюда-

хвост быка-

голова воробья-

туловище журавля-

4. Исследование грамматического строя речи:

· Согласование слов в предложениях:

Библиотекарь, выдавать, книги

Собака, будка, около, лежать

Лена, кошка, молоко, налить, свежий

Внук, бабушка, фломастеры, купить, разноцветный

· Верификация предложений:

Машина выехала в гараж.

В небе летит самолеты.

Снеговик слеплен мальчик.

Самолет летит высоко под домами.

Хорошо сидится заяц под кустом.

· Употребление предлогов:

Карандаш закатился ….стол.

Девочка вышла….подъезда.

Дети гуляли …… дома.

У бабушки заболела голова…..жары.

Суп наливают … тарелки.

· Завершение предложений:

Лена испачкалась во дворе, потому что….

Сергей простыл, хотя…..

· Изменение существительных по числам и падежам:

Игры «Один-много», «Много чего»

5. Исследование навыков языкового анализа:

· Определи количество слов в предложении:

Мальчик выполнил сложное домашнее задание.

· Назови 3 слово в предложении;

· Определи количество слогов в словах: кубики, самолеты;

· Определи количество звуков в словах: банка, корова;

· Назови 3 слог в слове самолеты;

· Назови 5 звук в слове банкир;

· Назови 3 звук в слове корова;

· Назови звук в слове станок , стоящий после звука с;

6. Исследование связной речи:

  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  • Пересказ текста.

Диагностический материал для обследования учащихся 4 классов (начало года) (адаптированный вариант методики Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.)

1. Исследование слоговой структуры слова:

Хлеборезка Двухкамерный Параллельный Железнодорожный Воспитательница Мотоциклист

Овощехранилище Библиотекарь Парашютный

Структурировать

2. Фонематическое восприятие:

Па-ба-па-па Ча-тя-тя-ча

Ды-ты-ды-ты Ру-лу-лу-ру

Га-ка-ка-га За-жа-за-жа

Са-ша-са-са Со-со-шо-со

Ща-ся-ща -ся Жо-шо-жо-жо

3. Исследование навыков словообразования:

· образование существительных суффиксальным способом:

у оленя детеныши- у бурундука-

у льва- у свиньи-

у курицы птенцы- у лошади-

у голубя - у коровы-

у верблюда- у овца-

· образование относительных прилагательных :

сковорода из чугуна- сок из гранатов-

плита из гранита- кофта из сатина-

посуда из меди- плита из мрамора-

каша из пшена- рубашка из фланели-

сок из брусники- суп из фасоли-

· образование качественных прилагательных :

человека за чуткость называют-

человека за грубость называют-

если днем солнце, то день-

если днем снег, то день -

если дует ветер, то день-

· образование притяжательных прилагательных :

лапы белки-

морда севрюги-

хвост барсука-

голова вороны-

туловище обезьяны-

4. Исследование грамматического строя речи:

· Согласование слов в предложениях:

Даша, кукла, платье, шить;

Продавец, продукты, покупатель, продавать;

Лес, дровосек, дрова, в, рубить;

Птица, гнездо, крыша, вить, на;

Деревня, дети, в, поехали, каникулы, на.

· Верификация предложений:

Мама готовить вкусный суп.

Автобус отъехал к остановки.

Дети выбежал гулять с двор.

Птицы пролетали под нашими домом.

Дедушка приобрел фиолетовый внукам шарфы.

· Употребление предлогов:

Лодка отплыла …. берега.

Ученик отвечал …доски.

Олег выглянул …угла.

Поезд приближался.. станции.

Дети выбежали …навеса.

· Завершение предложений:

Дети поедут летом на юг, если….

Ребята придут в школу, когда….

· Изменение существительных по числам и падежам:

Игры «Один-много», «Много чего?»

5. Исследование навыков языкового анализа:

· Определи количество слов в предложении:

Машина стремительно мчалась по скоростному шоссе.

· Назови 5слово в предложении;

· Определи количество слогов в словах: клубничные, барсучий;

· Определи количество звуков в словах: портрет, памятник;

· Назови 3 слог в слове вафельный;

· Назови 5 звук в слове шоколадный;

· Назови 3 звук в слове вафельный;

· Назови звук в слове тренер, стоящий после звука т;

6. Исследование связной речи:

  • Составление рассказа по серии сюжетных картинок;
  • Пересказ текста.

Оценка

3 балла - точное и правильное воспроизведение в темпе предъявле­ния;

2 балла- напряженное или замедленное воспроизведение;

1 - уподобление слогов с самокоррекцией;

0 - уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ.

Максимальный балл за это задание равен 30 баллам.

3. Исследование навыков словообразования:

а) Называние детенышей животных

Оценка

3 балла - правильная форма;

1 - форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контек­сте («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята» и т.д.);

Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.

б) Образование относительных прилагательных

Оценка

3 балла - правильная форма;

2 - самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1 - форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контек­сте (сливочное варенье);

0 - неправильная форма слова или отказ назвать.
Максимальная оценка за задание составляет 30 баллов.

в) Образование качественных прилагательных

Оценка

3 балла - правильная форма;

2 - самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;

1 - форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контек­сте (дождевой, ветряной);

Максимальный балл -15 .

г) Образование притяжательных прилагательных

Оценка

3 балла - правильная форма;

2 - самокоррекция;

0 - неправильная форма слова или отказ.

Максимальный балл - 15 .

Максимальная оценка за всю серию - 90 баллов.

4. Исследование грамматического строя речи (навыки словоизменения):

а) Составление предложений из слов в начальной форме

Оценка

2 - неправильный порядок слов, пропуск одного члена предложения, использование помощи в виде одного вопроса;

1 - негрубые аграмматизмы, пропуск нескольких членов предложения, необходимость развернутой помощи в виде нескольких вопросов;

0 - грубые аграмматизмы, сочетание нескольких ошибок из предыду­щих пунктов.

Максимальная оценка равна 15 баллам .

б) Верификация предложений

Оценка грамматического структурирования

3 балла - правильное выполнение;

2 - использование стимулирующей помощи при выявлении или ис­правлении ошибки;

1 - ошибка выявлена, но не исправлена, либо исправлена с грамма­тическими ошибками или упрощением структуры предложения;

0 - ошибка не выявлена.

Максимальная оценка за задание - 15 баллов.

в) Дополнение предложения предлогами

Оценка

3 балла - правильное выполнение;

2 - самокоррекция:

1 - коррекция после стимулирующей помощи («подумай еще»);

О - неправильное выполнение даже после помощи или отказ.

Максимальный балл за все задание - 15.

г) Завершение предложений

Оценка

15 баллов - оба предложения достроены правильно;

10 - самостоятельное и правильное завершение одного из предложе­ний, использование стимулирующей помощи при работе со вторым;

5 - правильное завершение только одного предложения или наличие грамматических ошибок в одном или обоих предложениях;

0 - неправильное завершение обоих предложений или отказ от выпол­нения.

и) Образование множественного числа существительных в именитель­ном и родительном падежах

Оценка

3 балла - правильно образованная форма;

2 - самокоррекция;

1 - коррекция после стимулирующей помощи;

0 - неверная форма слова или невыполнение.

Максимальный балл равен 30.

Максимальная оценка за весь блок: 90 баллов

5. Исследование навыков языкового анализа:

Оценка

3 балла - правильный ответ;

2 - самокоррекция;

1 - правильный ответ после стимулирующей помощи («неверно, подумай еще»);

0 - неправильный ответ после стимулирующей помощи.

Можно отдельно проанализировать результаты выполнения первых пяти проб, позволяющих судить о сформированности языкового анализа, и последних пяти проб, проверяющих звуковой анализ.

Максимальный балл за серию – 30.

6. Исследование связной речи:

а) Составление рассказа по серии из четырех сюжетных картинок

Инструкция : разложи эти картинки по порядку и составь рассказ.

Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения

15 баллов - картинки разложены самостоятельно и правильно, в рассказе верно передан смысл происходящего;

10 - использование стимулирующей помощи при раскладывании кар­тинок, либо при уяснении смысла происходящего, либо и на том и другом этапе;

5 - при раскладывании картинок или при интерпретации происходя­щего понадобилась развернутая помощь в виде наводящих вопросов или же при правильно разложенных картинках дано собственное толкова­ние событий;

0 - невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи.

15 баллов - рассказ содержит все основные смысловые единицы в правильной последовательности, между ними имеются связующие зве­нья, нет трудностей переключения;

10 - пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связую­щих элементов, или неоправданные повторы однотипных, упрощенных связующих элементов;

5 - выраженная тенденция к фрагментарности текста, перечислению деталей, событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные повторы слов, грамматических конструкций, или на­личие непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из пре­дыдущего пункта;

0 - невозможность самостоятельного построения связного текста.

15 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно с использо­ванием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 баллов - рассказ оформлен грамматически правильно, но однооб­разно или имеются нарушения порядка слов;

5 баллов - наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 баллов - множественные аграмматизмы.

15 баллов - адекватное использование вербальных средств;

10 - длительный поиск слов с актуализацией непродуктивной лекси­ки или единичные близкие словесные замены;

5 - выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звуковой структуры слов;

Суммарный балл складывается из оценок по всем четырем критериям и при максимально успешном выполнении равен 60.

б) Пересказ текста

Критерии смысловой адекватности и самостоятельности выполне­ния

15 баллов - правильный и самостоятельный пересказ, верное понима­ние смысла происходящего;

10 - неточное описание ситуации с правильными ответами на вопро­сы, указывающими на понимание скрытого смысла, или правильное и полное описание ситуации с пониманием смысла после уточняющих вопросов;

5 - правильное описание ситуации с буквальным пониманием смысла истории даже после уточняющих вопросов;

0 - искажение ситуации при пересказе, неадекватное толкование смысла даже в условиях помощи.

Критерий возможности программирования текста

15 баллов - пересказ содержит все основные смысловые звенья в правильной последовательности, между ними имеются связи, нет труд­ностей переключения;

10 - пропуск отдельных смысловых звеньев или отсутствие связую­щих звеньев, или неоправданные повторы однотипных связующих элементов;

5 - тенденция к фрагментарности текста, к перечислению событий без обобщающей сюжетной линии, необоснованные неоднократные повто­ры слов или грамматических конструкций (стереотипность оформления), необходимость наводящих вопросов для построения текста или сочета­ние нескольких ошибок из предыдущего пункта;

0 - невозможность построения связного текста даже в условиях помо­щи в виде вопросов.

Критерий грамматического оформления

15 баллов - пересказ оформлен грамматически правильно с использо­ванием сложных и разнообразных грамматических конструкций;

10 - пересказ оформлен грамматически правильно, но однообразно, или имеются нарушения порядка слов;

5 - наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);

0 - множественные аграмматизмы.

Критерий лексического оформления

15 баллов - адекватное использование вербальных средств; 10 - поиск слов с использованием непродуктивной лексики или еди­ничные близкие словесные замены;

5 - выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звукового состава слова (выгнули вместо «выгнали», примули вместо «приняли» и т.д.);

0 - далекие вербальные парафазии, неадекватное использование вер­бальных средств. Суммарный балл за задание при максимально успешном выполнении равен 60.

Максимальная оценка за всю серию равна 120 баллам.

Подсчитанные баллы предлагаем заносить в протокол результатов педагогической диагностики.

Диагностика развития речи

Методика Эббингауза.

Методика используется для выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций.
Инструкция: "Вставьте пропущенные слова".

Инструкция : "Расставь точки".

Анализ результатов: Фиксируются скорость нахождения и продуктивность ассоциаций.

Методика изучения возможности осмысления ситуации на основе слухового или зрительного восприятия (понимание явного и скрытого смысла, связи деталей в единое целое).

Данная методика используется для определения уровня развития понимания грамматических конструкций.

Задание 1.

1. "Послушай, что я тебе прочитаю, и расскажи".
2. "Прочитай и перескажи".

Галка и голубь.

Галка услыхала о том, что голубей хорошо кормят, выбелилась в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли как свою, накормили, но галка не удержалась и закаркала по-галочьи. Тогда голуби ее прогнали. Она вернулась было к галкам, но те тоже ее не приняли.

Муравей и голубка.

Муравей захотел напиться и спустился к ручью. Волна захлестнула его, и он начал тонуть. Пролетавшая мимо голубка заметила это и бросила ему в ручей ветку. Муравей взобрался на эту ветку и спасся. На следующий день муравей увидел, что охотник хочет пойти и поймать голубку в сеть. Он подполз к нему и укусил его за ногу. Охотник вскрикнул от боли, выронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

Умная галка.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что стало можно пить.

Самые красивые.

Летела сова. Навстречу ей летели другие птицы. Сова спросила:
- Вы не видели моих птенцов?

А какие они?

Самые красивые!

Анализ результатов : учитывается понимание последовательности событий,

общего и скрытого смысла.

Задание 2.

Обращаясь к ребенку, учитель говорит: "Слушай внимательно. Я буду называть по несколько слов. Составь из каждого набора несколько предложений (одно предложение). Если потребуется, измени эти слова или добавь к набору еще одно или несколько слов".

Наборы слов:

1. Девочка, альбом, рисунок.

2. Ребенок, чашка, молоко.

3.Из, клетки, чиж.

4. Саша, лыжах, катается, на.

Шкала оценивания.

"Прослушай ряд слов и составь из них предложения".

1. В, поют, хоре, девочки.

2. Пассажиры, трамвая, выходят.

Задание 3.

Перед ребенком на столе выкладываются две карточки с рисунками:

Учитель говорит: "Мальчика в белой рубашке зовут Петей, а мальчика в клетчатой рубашке - Ваней". Затем под этими картинками учитель раскладывает восемь отдельных карточек с напечатанными на них предложениями разной синтаксической сложности. Эти предложения представляют собой описание ситуаций, в которых субъектом действия является то Петя, то Ваня (активные и пассивные конструкции): Ваня нарисовал Петю. Ваню нарисовал Петя. Петю нарисовал Ваня. Ваня нарисован Петей. Петя нарисовал Ваню. Ваней нарисован Петя. Петей нарисован Ваня. Петя нарисован Ваней. Далее учитель говорит: "Прочитай эти предложения. Положи отдельно те из них, где говорится о том, что рисовал Петя, и отдельно те, в которых говорится о том, что рисовал Ваня".

Примечание : Если ребенок не читает, используется жестикуляция. Предложения читает учитель. Ребенок показывает пальцем, кто рисовал: Петя или Ваня.

Задание для углубленной диагностики .

"Покажи, где на картинке: - круг под квадратом; - квадрат над кругом;

Круг на квадрате; - круг над квадратом".

Тест различения и выбора фонем.

Тест звукоразличения состоит из 8 основных заданий и 6 заданий для углубленной диагностики. Первое и второе из основных заданий направлены на оценку фонематического восприятия, третье и четвертое - состояния фонематических представлений, пятое, шестое и седьмое – фонематического анализа и восьмое - фонематического синтеза. Для оценки состояния фонематического восприятия в комплекс включены задания, направленные на узнавание, различение и сравнение отдельных звуков в ряду (задание 1) и слов-паронимов (задание 2). Особое внимание в заданиях обращено на различение свистящих и шипящих, аффрикаты глухих и звонких, твердых и мягких фонем. При необходимости с этой целью могут быть использованы дополнительные задания. К моменту применения данного теста необходимо располагать данными о состоянии физического слуха ребенка. Это связано с тем, что даже незначительное снижение слуха в раннем детстве затрудняет различение речевых звуков. Вместе с тем и у детей с нормальным физическим слухом нередко возникают специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем. Эти трудности влияют на ход развития всей звуковой системы.

Задание 1.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть различные звуки. Будь внимателен: если среди этих звуков услышишь звук Ш, то подними руку.

Т, Ш, Ч, Ж, Щ, Ш".

После выполнения учеником этой части задания учитель продолжает инструкцию: "А теперь подними руку тогда, когда среди звуков, которые я буду произносить, ты услышишь звук 3" (зъ). Слушай:

С", Ц", 3", Т ", 3" ".

И, наконец, учитель говорит: "Сейчас я снова буду называть различные звуки. Подними руку только тогда, когда услышишь звук Ц. Слушай:

С, Ч, Т, Ц, С, Ц, Щ".

Примечание: Звуки Ш, 3", Ц по два раза встречаются в заданных рядах звуков. Поэтому общее количество правильных ответов составляет шесть. Исходя из этого, предлагаются следующие нормы оценок.

Задание для углубленной диагностики .

"Услышав слог ТА среди других слогов, подними руку. Слушай: ДА, НА, ТА". После того как ребенок дает ответ, учитель продолжает: "А теперь подними руку, если услышишь слог СЯ. Слушай:

ЗЯ, СЯ, СА, СЯ, ТЯ".

Задание 2.

Перед ребенком на столе раскладываются 10 рисунков (см. ниже). Далее учитель говорит: "Рассмотри все рисунки и скажи, все ли предметы, изображенные на картинках, тебе известны? Знаешь ли ты названия всех этих предметов? (Обычно ребенок отвечает утвердительно.) Теперь будь особенно внимательным. Я буду показывать эти предметы попарно (по два слова), а ты будешь показывать их на рисунках". Далее учитель называет следующие пары:

трава - дрова, уточка - удочка,

крыша - крыса, мишка - мышка,

бочки - почки.

Задание 3.

Учитель раскладывает на столе перед учеником представленные ниже картинки (за исключением двух картинок с домиками). В названиях предметов, которые изображены на этих картинках, содержится либо звук Д, либо звук Т. Далее учитель спрашивает: "Все ли предметы тебе известны?" Ребенок обычно отвечает утвердительно. Затем учитель раскладывает еще две картинки: на первой изображен белый домик, на второй - черный. Учитель вновь обращается к ученику: "Положи возле белого домика картинки с изображением предметов, в названиях которых содержится звук Т, а возле черного домика - со звуком Д".

Задание 4.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Вспомни и назови как можно больше слов, в которых есть звук С. Помни, что этот звук может быть в начале слова, в середине, в конце".

Задание 5.

Вначале учитель просит ребенка написать на листочке слово

"сковородка".

Как правило, ученик отказывается это выполнить, ссылаясь на неумение хорошо писать. Учитель успокаивает его, говоря: "Ну что ж, тогда мы поступим иначе. Записывать слова буду я. Для этого ты мне продиктуешь сначала первый звук в слове, затем - второй, третий и так до конца слова. Но мы начнем с короткого слова, а потом будем брать слова все более длинные и сложные". Затем учитель по очереди называет слова:

нос, паук, школа, палатка, сковородка.

"Назови первый и последний звук в слове СЛОН".

Задание 6.

Перед ребенком на столе раскладываются четыре карточки (см. ниже). Учитель уточняет, знает ли ученик названия предметов, изображенных на них, просит назвать их. Затем, обращаясь к ученику, говорит: "Отбери из этих четырех картинок ту, в названии которой первый звук такой же, как и в слове "ласточка".

Задание для углубленной диагностики.

"Отбери среди картинок ту, которая начинается со звука В".

Задание 7.

Учитель выкладывает на столе перед ребенком четыре буквы:

Уточняет, знает ли ребенок, какие это буквы, просит их назвать. Далее учитель говорит: "Сейчас я произнесу одно слово - это слово "чашка". А ты отбери из этих четырех букв (Ш, Ч, Ц, Т) ту, которая соответствует первому звуку этого слова".

Задание для углубленной диагностики .

"Отбери из четырех букв ту, с которой начинается слово АИСТ".

Задание 8.

Обращаясь к ученику, учитель говорит: "Сейчас я буду называть каждый звук в слове отдельно, один за другим. Слушай внимательно и скажи, какое слово получится из этих звуков". (Звуки учителем произносятся с интервалом 4-5 секунд.)

Задание для углубленной диагностики.

"Скажи, какое слово получится из звуков, которые я произнесу". (Звуки произносятся с интервалом 2-3 секунды.)

"Назови первые звуки в словах, которые обозначают названия предметов, изображенных на этих рисунках".

Стимульный материал

Таблицы Шульте.

Данная методика используется для исследования скорости ориентировочно-поисковых движений взора, объема внимания.

Инструкция: "Покажите указкой и назовите все числа от 1 до 25. Как можно скорее, не ошибаясь".

Процедура проведения исследования: Предъявляется таблица, и по сигналу "начали" исследователь включает секундомер. Фиксируется время работы с каждой из таблиц. (Таблицы даны в уменьшенном виде.)

Анализ результатов: Сравнивается время работы по каждой из таблиц. Норма - 30-50 сек на 1 таблицу. Средняя норма - 40-42 сек. В норме на каждую из таблиц уходит примерно одинаковое время.

Модификация таблиц Шульте (буквенный вариант).

Методика изучения концентрации и устойчивости внимания (модификация метода Пьерона - Рузера).

Инструкция: "Закодируйте таблицу, расставив в ней знаки по образцу".

Анализ результатов : Фиксируется количество ошибок и время, затраченное на выполнение задания.

Оценка :

Высокий уровень устойчивости внимания - 100% за 1 мин 15 сек без ошибок.
Средний уровень устойчивости внимания - 60% за 1 мин 45 сек с 2 ошибками.
Низкий уровень устойчивости внимания - 50% за 1 мин 50 сек с 5 ошибками.
Очень низкий уровень концентрации и устойчивости внимания - 20% за 2 мин 10 сек с 6 ошибками (по М.П.Кононовой).

Диагностика развития памяти

Методика "Оперативная память"

Методика применяется для изучения уровня развития кратковременной памяти.
Испытуемому вручается бланк, после чего экспериментатор дает следующую инструкцию. Инструкция: "Я буду зачитывать числа - 10 рядов из 5 чисел в каждом (количество рядов, используемых в методике, варьируется от 5 рядов по 4 числа в каждом до максимального с учетом возрастных особенностей). Ваша задача - запомнить эти числа (5 или 4) в том порядке, в котором они прочтены, а затем в уме сложить первое число со вторым, второе с третьим, третье с четвертым, четвертое с пятым, а полученные четыре суммы записать в соответствующей строке бланка. Например: 6, 2, 1, 4, 2 (записывается на доске или бумаге). Складываем 6 и 2 - получается 8 (записывается); 2 и 1 - получается 3 (записывается); 1 и 4 - получается 5 (з