Теоретического обобщения и развития этой. Маланов С. В. Теоретические обобщения в составе развивающих форм обучения. Смотреть что такое "теоретическое обобщение" в других словарях

6.1 Эмпирическое и теоретическое обобщение в психологии

Обобщение - познавательный процесс, приводящий к выделению и означиванию относительно устойчивых свойств окружающего мира. Простейшие виды обобщения осуществляются уже на уровне восприятия - , проявляясь как константность восприятия - . На уровне человеческого мышления - обобщение опосредствуется применением общественно выработанных орудий - приемов познавательной деятельности - и знаков .

Эмпирическое обобщение - обобщение - , основанное на сравнении предметов при выделении и обозначении через слово их общих свойств. Использование подобных свойств как классификационных предоставляет человеку возможность работать со значительно большим объемом предметов, чем это возможно в прецептивном плане. С помощью классификационных схем каждый новый предмет распознается как относящийся к определенному классу. Способность к эмпирическому обобщению формируется еще в дошкольном возрасте, но наиболее сензитивным возрастом является младший школьный возраст .

Кроме эмпирического и теоретического знания в науке можно выделить еще один уровень, содержащий общие представления о действительности и процессе познания - уровень философских предпосылок, философских оснований.

При анализе структуры научного знания важно учитывать, что научная теория дает нам определенный срез действительности, но ни одна система абстракции не может охватить всего богатства действительности. Разные системы абстракции рассекают действительность в разных плоскостях. Так, по мнению В.Гейзенберга, в современной физике существует, по крайней мере, четыре фундаментальных замкнутых непротиворечивых теории: классическая механика, термодинамика, электродинамика, квантовая механика. При этом в истории науки наблюдается тенденция свести все естественнонаучное знание к единой теории, редуцировать к небольшому числу исходных фундаментальных принципов. Современная же методология науки осознает принципиальную нереализуемость такого сведения. Это связано с тем, что любая научная теория принципиально ограничена в своем интенсивном и экстенсивном развитии. В науке обязательно должны содержаться различные системы абстракций, которые не только нередуцируемы друг к другу, но рассекают действительность в разных плоскостях. Это относится и ко всему естествознанию, и к отдельным наукам, которые нередуцируемы к одной теории. Одна теория не может охватить все многообразие способов познания, стилей мышления, существующих в современной науке.

Одним из источников научных знаний являются научные открытия. А одним из методов научного открытия является индуктивное обобщение данных опыта. Ф. Бэкон, автор данного метода, считал, что разработал метод научных открытий и был уверен, что этим методом может овладеть каждый как простым обычным инструментом.

По мнению Декарта, метод получения нового знания опирается на интуицию и дедукцию. Декартом были сформулированы четыре универсальных правила для руководства ума в поисках нового знания:

1. никогда не принимать за истину ничего, что невозможно признать очевидным для ума, при этом необходимо избегать поспешности и предубеждения;

2. каждую проблему необходимо делить на столько частей, сколько потребуется для ее лучше разрешения;

3. мысли должны располагаться в определенном порядке от простейших и легко познаваемых к познанию сложных, признавая наличие порядка даже среди тех, которые в естественном мире вещей не расположены в порядке;

4. необходимо делать полные и исчерпывающие обзоры, чтобы ничего не упустить.

Однако современная методология науки признала, что индуктивные обобщения не могут осуществить скачок от эмпирии к теории.

В XX в. наука пришла к пониманию того, что поскольку не существует никакой логики научного открытия, никаких методов, гарантирующих истинное научное знание, то и научные утверждения ни что иное, как гипотезы, т.е. научные допущения или предположения, истинное значение которых неопределимо. Это привело к созданию гипотеко-дедуктивной модели научного познания, в соответствии с которой ученый выдвигает гипотетическое обобщение и уже из него выводятся различного рода следствия, проверяемые опытом.

Исследования В.В. Давыдова показали, что на научном и прикладном уровнях современной психологии можно конкретизировать и реализовать в практике обучения известные в философии представления о двух типах познания - об эмпирическом (рассудочном) и теоретическом (разумном) познании. Им было показано что, эмпирическое обобщение не является предпосылкой теоретического обобщения, некоторый «естественный» переход учащихся от эмпирического мышления к теоретическому в системе традиционного обучения неосуществим. Теоретическое мышление представляет собой качественно иной тип мышления, и поэтому на каком-то этапе традиционного обучения имеет место лишь возможность выхода ученика за рамки рассудочно-эмпирического мышления и дальнейшее развитие мышления в сфере его теоретического типа. Справедливость этого положения демонстрируется и тем, что у большинства детей и взрослых, независимо от их возраста и уровня образования, сохраняется эмпирическое мышление, а также выявляется наличие развитого теоретического мышления у части детей и взрослых во всех рассматриваемых возрастных периодах.

Теоретический тип мышления в детском возрасте проявляется позже эмпирического, поскольку его формирование связано с необходимостью организации особого сотрудничества ребенка со взрослым .


И практическую. При этом основным механизмом развития психики, усвоения общественно-исторического опыта является интероризация, в ходе которой происходит переход внешней деятельности во внутреннюю. Принцип активности – принцип психологии, предполагающий, что личность является активным субъектом преобразования мира. Человек, как субъект деятельности, может по-разному к ней относиться – он может...

И изживает их в "обезвреженной" форме. 6. Интроспективный подход в психологии. Психология сознания и самосознания. Диагностика самосознания Интроспективная y – наука о сознании. В основе И. психологии лежат представления связанные с развитием естеств. наук в 19в., которые стремились отыскать простейшие элементы сознания, т.е. атомы, кот. были бы неделимы и неизменны и складываясь образуют...




В отечественной теории и практике психологических измерений. Хотя концепт осмысленности измерения развивается с трансформацией идей Стивенса и разработкой проблем статистики и логики, его положения относительно шкалирования, по проблемам измерений в психологии и связанной с ними осмысленностью измерений требуют, на наш взгляд, критического анализа привычной практики использования психологического...

Управлять процессом своей жизнедеятельности. Уровень самоуправления процессом жизнедеятельности тождественен степени действительной свободы человека. Обеспечение повышения этого уровня является ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИЕЙ конструктивной психологии. Развитие человека как субъекта своей жизнедеятельности есть интегральное развитие, а средством такого развития является практика самоуправления...

Теоретические Обобщение - Теоретические обобщение - обобщение - , основанное на выделении существенных связей между явлениями окружающего мира, свидетельствующих об их генетическом родстве. Осуществляется при помощи понятия - , в котором фиксируется лишь самое существенное, а частное опускается. Способность к теоретическому обобщению формируется наиболее интенсивно в подростковом - и юношеском возрасте - .

Теоретические Обобщение

Теоретические обобщение - обобщение - , основанное на выделении существенных связей между явлениями окружающего мира, свидетельствующих об их генетическом родстве. Осуществляется при помощи понятия - , в котором фиксируется лишь самое существенное, а частное опускается. Способность к теоретическому обобщению формируется наиболее интенсивно в подростковом - и юношеском возрасте - .

Возможно Вам будет интересно узнать лексическое, прямое или переносное значение этих слов:

Тембр - Тембр субъективно воспринимаемая особенность звука, его окраска, ...
Темперамент - Темперамент (от лат. temperamentum надлежащее соотношение частей) ...
Температурные Ощущения - Температурные ощущения вид кожных ощущений, проявляющихся прежде...
Тень - Тень (Schatten) (автор К.Г. Юнг) архетип...
Теорема Томаса - Теорема У. Томаса феномен социального взаимодействия. Если человек...
Теоретическое Понятие - Теоретическое понятие символическое отображение выделенных в результате...
Теории Обмена - Теории обмена направление американской социальной психологии, построенное...
Теория Активации Эмоций - Теория активации эмоций (от лат. actus действие, ...
Теория Двойной Связи - Теория двойной связи (double bind theory) ...

Абстрагирование и формализация. Классификация, территориальная группировка и периодизация - это и «полочки», по которым удобно расположить материал, и установление узловых моментов в строении, свойствах и развитии изучаемых явлений. Отсюда и проистекает важное обобщающее значение указанных методов. Однако при всем этом на этапе систематизации завершается лишь чувственно-конкретное знание. Началом же теоретического знания является формирование понятий и законов.

Законы могут быть выведены при наличии достаточно высокой абстракции. Почвенные зоны В.В. Докучаева на его карте - это в высшей степени абстрагированное изображение, предельно обобщающее распространение почв северного полушария. Но если бы он шел по пути изображения всех микроареалов почв, которые и изучаются при полевых исследованиях, он вряд ли бы сформулировал закон природы.

Абстрагирование, как метод познания, используется на всех этапах исследования. Это связано с тем, что существуют два вида абстракции: абстракция-отвлечение и абстракция-

обобщение. Абстракция-отвлечение используется вследствие того, что познание не может сразу охватить предмет в целом и исследование всегда вынуждено идти путем рассмотрения отдельных сторон и постепенного синтеза этих сторон.

Особенно важно использование абстракции-отвлечения на постановочном этапе исследования. Она исходит из представления о многообразности изучаемого объекта и необходимости сосредоточения внимания на одном из многочисленных отношений и свойств.

При теоретических обобщениях оперируют уже не с объектом, который можно измерить, взвесить, переместить. На данном этапе пользуются только абстракцией-обобщением. Абстракция-обобщение образует понятия, законы и теории путем элиминирования случайного, несущественного и установления только общих свойств из многочисленных определений. В этом смысле абстракция-обобщение есть синтез, и противостоит абстракции-отвлечению (анализу) не как суммирование рассмотренных элементов, а как мыслительная операция опосредования общих свойств.

Например, описывая пустыни Прикаспийской низменности, мы указываем на ровную поверхность ниже уровня Мирового океана, бэровские бугры, шоры и т. д. Говоря же о зоне пустынь мира, мы вынуждены будем указать лишь некоторые свойства ландшафтов: аридный климат, распространение сероземов, солончаков, ксерофитов, галофитов. Когда же формируется понятие ландшафта, все конкретные характеристики заменяются понятием о компонентах и их взаимосвязях. Но такое внешнее «обеднение» содержания понятия позволяет выделить в большом количестве предметов необходимое, общее, закономерное и использовать это обобщение для выработки общих понятий, законов, теорий и концепций. В рассмотренном случае понятие ландшафта отражает все разнообразие природы земной поверхности на всех таксономических уровнях и лежит в основании всей физической географии как науки, являясь" основным ее понятием.

Результатом абстрагирования является формализация . На этапе абстракции-отвлечения, как ее непосредственный результат, возникает упрощенная модель формального характера. Так можно сказать о любом бланке описания точки, который, отсекая многообразное содержание явления, ориентирует исследователя на физиономически четкие, легко измеримые стороны объекта, т. е. ориентируют его преимущественно на форму явления. Также и блок-схемы, которые широко внедряются в нашу науку как модели объектов, являются лишь представлением исследователя об их функциональной структуре.

Но здесь нас больше интересует формализация как обобщение, т..е. результат абстракции-обобщения. Сущность формализации как обобщения состоит в абстрагировании от содержания предметов и явлений. В предельном случае формализация приводит к оперированию одними символами. Объективным основанием такой замены содержательного формальным выступает единство содержания и формы, качества и количества.

В географии используется довольно большое количество символов: схематических - графики, диаграммы, профили; картографических; химических и математических. Но в какой степени их можно назвать формализацией-обобщением?

На графиках зависимостей и профилях происходит обобщение массовых данных, получаемых при наблюдениях и расчетах, так как в них количественные данные переводятся из дискретности в общее. Например, температура воздуха в какой-то момент относится только к этому сроку, но ни к какому другому. То же относится к любому другому эмпирическому материалу - высоте террасы в измеренном месте, глубине про- таивания мерзлых пород и т. д. Эти одиночные данные при современной изученности природы не имеют большой научной ценности. Только графическая обработка многих единичных измерений может позволить найти связи между ними и возвести из единичного в особенное и общее. По четырем и более наблюдениям находят суточный ход температуры, среднесуточные дают годовой ход; на топографическом профиле находят все высоты и глубины, хотя непрерывно измерить весь маршрутный ход невозможно и ненужно, и т. д. Многие графические методы позволяют находить и скрытые связи между явлениями. Это относится, например, к комплексным ландшафтным профилям, где можно найти связи между различными компонентами. Расчетные графики служат также для быстрого нахождения значений функций по значениям аргументов. Например, достаточно установить уровень воды в реке, чтобы по расходной номограмме найти значения расхода воды и скорость течения.

Точно так же обстоит дело с картографическим изображением , где из единичного в общее возводится пространственное расположение предметов и явлений. История географических открытий дает нам материал о подвигах, совершенных во имя закрытия «белых пятен». Не зря считается, что мера карто- графируемости, в сущности непрерывное заполнение пространства, отражает меру познанности явления.

Формализация материала в схематических символах является одним из.самых распространенных методов эмпирического обобщения материала и широко используется в географии.

Что касается остальных символов, то они используются в расчетных операциях. Причем всякие уравнения решаются по правилам исчисления однозначно, независимо от того, о чем идет речь: поголовье скота, народонаселении, водном балансе. В этих уравнениях достаточно знать часть параметров, чтобы по ним вычислить искомые параметры без дорогостоящих полевых или экспериментальных работ. Однако подобная формализация может быть адекватной и продуктивной, если она достаточно полно отражает содержание. Только глубокое изучение содержания может привести к правильному отображению его в форме.

Примером такой содержательной формализации явилось выражение закона географической зональности в уравнении радиационного индекса сухости, которое способствовало выведению периодического закона зональности и получению количественных характеристик типов зональных ландшафтов. Без содержательного многолетнего исследования географических зон такая продуктивная формализация вряд ли могла осуществиться. Поэтому вполне можно говорить о том, что формализация является диалектическим отрицанием содержательных исследований, получивших законченную форму в понятиях, законах и теориях. Развивая эту мысль, можно говорить о формализации как методе теоретического обобщения, дающего возможность подняться к более высокой ступени обобщения, достигнуть путем обеднения содержания понятий большей общности. 1

Формализация в географической науке поможет проникнуть в такие области мышления, где невозможно составить правильного теоретического представления исходя только из предметных сущностей. Порукой тому являются попытки трансформации картографических изображений в картоидах, глубже отражающих пространственные отношения; использование графопостроительных машин, различных расчетных формул и электронно-вычислительных машин.

Но нельзя забывать, что формализация - только этап, а не цель познания, она даже не самая высокая ступень познания, а метод достижения строгого, однозначного понимания объективной реальности, на основе которого можно делать надежные прогнозы и рекомендации.

Кроме того, у формализации имеются свои естественные пределы. Ее можно использовать там, где имеются устойчивые характеристики, связи и отношения, и только в тех случаях, когда есть необходимость строгой, по возможности однозначной, характеристики.

А там, где возникает необходимость гарантированного управления, количественной характеристики, должны вступить на сцену формализмы, которые отражают содержание вещества и энергии, а также их движения в количественных выражениях и в исчисляемых отношениях друг с другом.

34 0

Словообразование. Происходит от греч. theoria - исследование. Категория. Форма обобщения. Специфика. Основано на выделении существенных связей между явлениями окружающего мира, свидетельствующих об их генетическом родстве. Осуществляется при помощи понятия, в котором фиксируется лишь самое существенное, а частное опускается. Способность к теоретическому обобщению формируется наиболее интенсивно в подростковом и юношеском возрасте.


Значения в других словарях

Теоретические Конструкты

(theoretical constructs) Не составляет большого труда идентифицировать наблюдаемое поведение, напр., сказать, что чел. ест или бежит, значительно труднее определить, чем вызвано подобное поведение. Если известны релевантные условия, предшествующие данному поведению, напр., если известно, что бегу предшествовало предъявление вредного для здоровья стимула, а еде - предъявление пищи, к-рую перед этим...

Теоретические Обобщение

Обобщение, основанное на выделении существенных связей между явлениями окружающего мира, свидетельствующих об их генетическом родстве. Осуществляется при помощи понятия, в котором фиксируется лишь самое существенное, а частное опускается. Способность к теоретическому обобщению формируется наиболее интенсивно в подростковом и юношеском возрасте. ...

Теоретическое Понятие

Словообразование. Происходит от греч. theoria - исследование. Категория. Форма понятий. Специфика. Символическое отображение выделенных в результате аналитической работы, проведенной с помощью генетической реинтерпретации, существенных свойств, являющихся общими для какого-либо класса предметов, связанных их общей историей развития. ...