Кто такой маленький человек в станционном смотрителе. Образ и характеристика Самсона Вырина (маленького человека) в повести Станционный смотритель

«Повести Белкина», написанные Александром Сергеевичем Пушкиным, поражают читателя своей глубиной и актуальностью по сей день. Судьбы бедных крестьян и провинциальных дворян, описанные автором в этом цикле рассказов, трогают за душу каждого читателя и никого не оставляют равнодушным. Таковым является и герой повести «Станционный смотритель» Самсон Вырин. Характеристика этого персонажа требует более детального изучения.

Иван Петрович Белкин, главный рассказчик всех повестей в цикле, стал свидетелем этой обычной, никому не известной истории. Самсон Вырин - бедный коллежский чиновник четырнадцатого, самого низшего класса. В его обязанности входило присматривать за придорожной станцией, где он регистрировал всех проезжающих и менял им лошадей. Пушкин с большим почтением относится к тяжелому труду этих людей.

Самсон Вырин, характеристика и жизнь которого не отличалась от других людей, вдруг резко изменилась. Его любимая дочь, Дуня, всегда помогавшая ему в быту, являвшаяся предметом гордости отца, уезжает в город с приезжим офицером.

При первой встрече мелкого чиновника Белкина и смотрителя мы наблюдаем довольно позитивную атмосферу на станции. В доме Вырина очень ухоженно, растут цветы, уютная обстановка. Сам он выглядит бодро. Все это благодаря Дуне, дочери Самсона. Она во всем помогает отцу, содержит дом в чистоте.

Следующая встреча героев оказывается совсем иной: очень изменился Самсон Вырин. Характеристика дома сильно отличается от той, что была ранее. Смотритель спит под шинелью, теперь он небрит, цветов больше нет в комнате. Что произошло с этим добродушным человеком и его домом?

Предательство или?..

Характеристика Самсона Вырина из повести «Станционный смотритель» должна быть дополнена фактом отъезда дочери. После очередной порции выпитого он рассказывает Белкину о переменах, произошедших в его жизни. Оказывается, Дуня сбежала от отца с офицером Минским, который обманом прожил на станции несколько дней. Со всем теплом и заботой отнесся к гусару Самсон Вырин. Характеристика Минского как человека подлого отлично подтверждается в сценах приезда смотрителя к дочери.

Оба раза гусар прогоняет старика, унижая его мятыми ассигнациями, крича на него и обзывая.

А что же Дуня? Она так и не стала женой Минского. Живет в шикарной квартире, имеет слуг, драгоценности, шикарные наряды. Но тем не менее она на правах любовницы, а не супруги. Наверное, не пристало гусару иметь жену-бесприданницу. Увидев отца, приехавшего навестить ее и узнать, почему она так безмолвно уехала, бросив его одного, Дуня падает в обморок. Спросите, было ли ей стыдно? Возможно. По-видимому, она понимает, что так или иначе предала отца, променяв бедную жизнь на шикарную столичную атмосферу. Но все же ничего не предпринимает…

Маленький человек

В третий раз приезжает Белкин на эту станцию и узнает, что наш смотритель умер в одиночестве, спившись и страдая по единственному ребенку. Раскаявшись, дочь все же приезжает к отцу, но не застает его в живых. После она будет долго плакать на его могиле, но вернуть уже ничего невозможно…

Рядом с ней будут ее дети. Теперь она сама стала матерью и, вероятно, ощутила на себе, насколько сильна любовь к собственному ребенку.

Характеристика Самсона Вырина, кратко говоря, положительная. Он очень добрый человек, всегда рад прийти на помощь. Ради счастья своей дочери он был готов терпеть унижения от Минского, не стал мешать ее счастью и благополучию. Таких людей в литературе называют «маленькими». Он тихо и мирно жил, ничего для себя не прося и не надеясь на лучшее. Так же и умер. Почти никто не знает о том, что жил такой несчастный станционный смотритель Самсон Вырин.

Одним из первых к теме «маленького человека» обратился Александр Сергеевич Пушкин в повести «Станционный смотритель». Читатели с особым интересом и вниманием слушают рассказ Белкина, очевидца всех изложенных событий. Из-за особой формы повести - доверительной беседы - читатели проникаются тем настроением, которое нужно автору-рассказчику. Мы сострадаем бедному смотрителю. Верим, что это самый несчастный класс чиновников, которых любой обидит, оскорбит даже без видимой надобности, а просто так, чтобы доказать, главным образом себе, свою значимость или на несколько минут ускорить свое путешествие.
Но сам Вырин привык жить в этом несправедливом мире, приспособил свой нехитрый быт и доволен тем счастьем, которое послано ему в виде дочери. Она его радость, защитница, помощница в делах. Несмотря на довольно юный возраст, Дуня уже вошла в роль хозяйки станции. Она без страха и смущения смиряет гневливых посетителей. Умеет без лишних слов утихомирить самых «петушистых». Природная красота этой девушки завораживает проезжающих. Увидя Дуню, они забывают, что куда-то спешили, хотели покинуть убогое жилище. И кажется, что так будет всегда: красавица хозяйка, неспешный разговор, бодрый и счастливый
смотритель... Эти люди наивны и радушны, как дети. Они верят в доброту, благородство, силу красоты...
Поручик Минский, увидя Дуню, захотел приключений, романтики. Он не представлял, что бедный отец, чиновник четырнадцатого класса, посмеет противостоять ему - гусару, аристократу,- богатому человеку. Отправляясь на поиски Дуни, Вырин не представляет себе, что будет делать, как сможет помочь дочери. Он, безмерно любя Дуню, надеется на чудо, и оно происходит. Найти в огромном Санкт-Петербурге Минского - это почти невозможно. Но провидение ведет несчастного отца. Он видит дочь, понимает ее положение - богатой содержанки - и хочет забрать ее. Но Минский гонит его в толчки.
Впервые Вырин понимает всю пропасть, разделяющую его и Минского - богатого аристократа. Старик видит тщетность своих надежд вернуть беглянку.
Что остается бедному отцу, потерявшему в лице дочери опору, смысл жизни? Возвратившись, он пьет, заливая вином свое горе, одиночество, обиду на весь мир. Перед нами теперь уже опустившийся человек, ничем не интересующийся, тяготящийся жизнью - этим бесценным даром.
Но Пушкин не был бы великим, если бы не показал жизнь во всем ее многообразии и развитии. Жизнь намного богаче и изобретательнее литературы, и писатель нам это показал. Опасения Самсона Вырина не оправдались. Дочь его не сделалась несчастною. Вероятно, она стала женой Минского. Посетив могилу отца, Дуня горько плачет. Она понимает, что ускорила кончину отца. Но она не просто сбежала из дома, а была увезена любимым человеком. Вначале плакала, а потом смирилась со своей участью. Да и не самая плохая ее ждала судьба. Мы не осуждаем ее, не Дуня все решала. Писатель также не ищет виноватых. Он просто показывает эпизод из жизни бесправного и бедного станционного смотрителя.
Повесть положила начало созданию в русской литературе своеобразной галереи образов «маленьких людей». К этой теме обратятся впоследствии Гоголь и Достоевский, Некрасов и Салтыков-Щедрин... Но у истоков этой темы стоял великий Пушкин.

Тема «маленького человека» была одной из самых излюбленных в произведениях русских писателей начала девятнадцатого века. А.С. Пушкин не был исключением, и он, как никто другой, мог раскрыть все оттенки и краски души так называемого «Маленького человека»­ в своих произведениях.

Повесть «Станционный смотритель» рассказывает о чиновнике самого последнего четырнадцатого класса, Самсоне Вырине , который работа на станции в течение многих лет и исправно нес свою службу, качественно выполняя свою работу. Он был типичным «маленьким человеком», потому что никогда не стремился к чему-то большему, его устраивало его положение, он был счастлив тем, что имеет, и благодарен за это. Он считал, что не имеет права на больше, но и не уступал того, что, как ему казалось, принадлежит ему по праву.

Многие не любят станционных смотрителей, как говорит автор в начале произведения, потому что винят их во всем, что происходит на дороге, выплескивают на них свое раздражение. Не считаясь с тем, что они тоже люди, что у них тоже есть чувства. То же самое происходило и на станции, где главой был Самсон Вырин. Если не было лошадей, виноватым считали его, если на улице шел дождь, раздражение, злость и нетерпение выплескивали тоже на него. Он был подушкой для битья, и сносил все это со спартанским спокойствием, терпеливо и стойко, не жалуясь, без негодования.

«Маленькому человеку» свойственно недооценивать себя, считать, что у него меньше прав, если его чин ниже. Самсон Вырин не казался человеком такого типа поначалу, но он опустил руки, перестал­ пытаться вернуть свою дочь назад. Главную роль в этом сыграло то, что она уехала с человеком, который выше ее по положению. Который выше по положению, чем ее отец. Именно поэтому станционному смотрителю было так трудно соперничать с Минским , ведь он был не только богаче, он был более высокого положения, так что Самсон Вырин чувствовал себя не в силах бороться с таким соперником, может, он даже, чувствовал себя не в праве это делать.
Для него­ даже не главным было защитить честь своей дочери, он просто хотел вернуть ее обратно, домой, чтобы знать, что она снова в безопасности. Но когда он понимает, что не только Минский не отдаст ему Дуню , но и она сама не хочет ехать домой, он перестает что-либо делать и просто отправляется домой, смирившись со своим состоянием и положением. Именно эта тема поднимается в произведении, наряду с остальными, еще раз показан образ «маленького человека», отражены его действия, мысли, поступки.

Самсон Вырин - маленький человек, который подвергся жизненной несправедливости. События его судьбы, связанные с оставлением его дочерью, которая уехала с офицером, приводят героя к смерти.

Литературный образ

В русской литературе довольно часто обращались к образу маленького человека, имеющему ряд определенных признаков. Это незначительные люди низших сословий, которые подвергаются нападкам со стороны окружающих или со стороны самой судьбы. Несмотря на все это, образ маленького человека отличается любовью к ближним, добротой и искренностью. Изображение тяжелых и противоречивых судеб данных героев всегда трагично. В произведениях, где встречается образ маленького человека, есть и другие черты: автор выражает сочувствие к такому человеку, но и показывает его ограниченность мышления.

Вырин как тип маленького человека

В «Станционном смотрителе» маленьким человеком является Самсон Вырин. Это чиновник 14 класса, который является самым низшим классом. Автор показывает трудность положения главного героя повести. Самсону приходится тяжелым трудом зарабатывать на жизнь - свою и своей дочери. Проезжие «проклинают» Вырина и не ценят его как человека. Самсон Вырин живет в собственном мире, который он построил для себя. Единственной его жизненной радостью была дочь, образ который станет для героя как счастьем, так и разочарованием в жизни.

Начало произведения говорит о том, что людей, подобных Вырину, было множество. Это собирательный образ, который носит трагичные черты времени.

Трагичность

Самое главное испытание, через которое должен пройти Самсон Вырин, – побег его дочери с приезжим офицером. Это событие становится для героя трагедией. Он пытается найти свою дочь, но, когда видит ее у офицера, понимает, что для него все потеряно. Офицер пытается откупиться от Вырина деньгами, и все попытки встретиться с дочкой наедине не венчаются успехом. После этого герой произведения возвращается домой и постепенно угасает, а после и вовсе умирает.

Писатель показывает, что жизненная несправедливость привела главного героя «Станционного смотрителя» к смерти. Самсон Вырин не смог понять свою дочь, поэтому он не смог вынести ее предательство и умер.

Образ маленького человека в повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель»

«Станционный смотритель» А. С. Пушкина - одно из произведений, входящих в цикл «Повести Белки­на», разнообразных по настроению, композиции, те­матике.

Перед читателем разворачивается история из жиз­ни простого человека, Самсона Вырина. Он - один из многих мелких чиновников, самый обычный, ничем не примечательный. Таких, как он, много в Российской империи, но Пушкина интересует судьба именно этот «маленького» человека, а не какого-нибудь выдающегося деятеля, героя, яркой личности. Простой человек оказывается ближе и понятнее читателю, его история не может никого оставить равнодушным.

Уже с первых строк автор настраивает нас на драма­тичную ноту. Образ жизни и занятие Самсона Вырина вызывают жалость у проезжающих путешественников. Ведь станционный смотритель - это чиновник само­го низшего ранга, вынужденный подчиняться всем вышестоящим. Он получает ото всех оскорбления и, с точки зрения окружающих, не заслуживает уважения.

Однако в начале повести Самсон Вырин произво­дит впечатление счастливого человека. Он силён и здо­ров. Смотритель доволен своей жизнью: ведь у него есть красавица дочь, которой он гордится и в кото­рой души не чает.

Через несколько лет всё изменилось. Самсон Вырин превратился в хилого старика, никому не нужного и всеми презираемого. Исчезновение Дуни сломало ему жизнь. Он стал жалким и несчастным. Оказалось, что человек вроде ротмистра Минского может причинить боль простому человеку, похитив его дочь, и не по­нести наказания. «Маленький» человек становится беззащитным не только с социальной точки зрения. Он оскорбрлен, его человеческое достоинство попрано. Литр сопереживает своему герою, называя его бедняк, бедный. Смотритель спивается и умирает.

Белкин сочувствует беде несчастного смотрителя.

Сердце рассказчика тронула трагедия Самсона Выри­на. Он долго не мог забыть его историю. Горе смотри­теля усиливается на фоне контраста со счастьем его дочери. Она стала богатой барыней, у неё трое детей. Но Дуня тоже несчастлива: её мучают угрызения совести, потому что она не получила отцовского прощения.

Здесь искали:

  • образ маленького человека в повести станционный смотритель
  • сочинение на тему маленький человек в повести станционный смотритель
  • станционный смотритель маленький человек