Напиши верное равенство верное неравенство. Что такое равенство? Первый признак и принципы равенства. II. Подготовительная работа

Сначала разберем, что такое неравенство, введем понятия не равно, больше, меньше. Дальше поговорим о записи неравенств с помощью знаков не равно, меньше, больше, меньше или равно, больше или равно. После этого затронем основные типы неравенств, дадим определения строгих и нестрогих, верных и неверных неравенств. Дальше мимоходом перечислим основные свойства неравенств. Наконец, остановимся на двойных, тройных и т.д. неравенствах, и разберем, какой смысл они несут в себе.

Понятие неравенства , как и понятие равенства, связано со сравнением двух объектов. И если равенство характеризуется словом «одинаковые», то неравенство, напротив, говорит о различии сравниваемых объектов. Например, объекты и — одинаковые, про них можно сказать, что они равные. А вот два объекта и отличаются, то есть, они не равны или неравные .

В математике общий смысл неравенства сохраняется. Но в ее контексте речь идет о неравенстве математических объектов: чисел, значений выражений, значений каких-либо величин (длин, весов, площадей, температур и т.п.), фигур, векторов и т.п.

Еще заметим, что алгебраические записи со знаками не равно, меньше, больше, меньше или равно, больше или равно, аналогичные рассмотренным выше, называют неравенствами. Более того, имеет место определение неравенств в смысле вида их записи:

Неравенства – это имеющие смысл алгебраические выражения, составленные с использованием знаков ≠, ≤, ≥.

www.cleverstudents.ru

Обратной стороной равенства выступает неравенство . В этой статье мы введем понятие неравенства, и дадим начальную информацию о них в контексте математики.

Навигация по странице.

Смысл слов «больше» и «меньше» мы познаем практически с первых дней нашей жизни. На интуитивном уровне мы воспринимаем понятие больше и меньше в плане размера, количества и т.п. А дальше постепенно начинаем осознавать, что при этом фактически речь идет о сравнении чисел , отвечающим количеству некоторых предметов или значениям некоторых величин. То есть, в этих случаях мы выясняем, какое из чисел больше, а какое – меньше.

Приведем пример. Рассмотрим два отрезка AB и CD , и сравним их длины . Очевидно, они не равны, также очевидно, что отрезок AB длиннее отрезка CD . Таким образом, согласно смыслу слова «длиннее», длина отрезка AB больше длины отрезка CD , и в то же время длина отрезка CD меньше длины отрезка AB .

Еще пример. С утра была зафиксирована температура воздуха 11 градусов Цельсия, а в обед – 24 градуса. Согласно правилам сравнения натуральных чисел, 11 меньше 24 , следовательно, значение температуры с утра было меньше, чем ее значение в обед (температура в обед стала больше, чем была температура с утра).

На письме приняты несколько знаков для записи неравенств. Первый из них – знак не равно , он представляет собой перечеркнутый знак равно: ≠. Знак не равно ставится между неравными объектами. Например, запись |AB|≠|CD| обозначает, что длина отрезка AB не равна длине отрезка CD . Аналогично, 3≠5 – три не равно пяти.

Аналогично используются знак больше > и знак меньше ≤. Знак больше записывается между большим и меньшим объектами, а знак меньше – между меньшим и большим. Приведем примеры использования этих знаков. Запись 7>1 читается как семь больше одного, а записать, что площадь треугольника ABC меньше площади треугольника DEF с использованием знака ≤ можно как SABC≤SDEF .

Что такое неравенство?

Неравенство сравниваемых объектов познается вместе со смыслом таких слов, как выше, ниже (неравенство по высоте), толще, тоньше (неравенство по толщине), дальше, ближе (неравенство по удаленности от чего-либо), длиннее, короче (неравенство по длине), тяжелее, легче (неравенство по весу), ярче, тусклее (неравенство по яркости), теплее, холоднее и т.п.

Как мы уже отмечали при знакомстве с равенствами, можно говорить как о равенстве двух объектов в целом, так и о равенстве их некоторых характеристик. Это же относится и к неравенствам. В качестве примера приведем два объекта и . Очевидно, они не одинаковые, то есть, в целом они неравные. Они не равны по размеру, также они не равны по цвету, однако, можно говорить о равенстве их форм – они оба являются кругами.

Не равно, больше, меньше

Иногда ценность представляет именно сам факт неравенства двух объектов. А когда сравниваются значения каких-либо величин, то, выяснив их неравенство, обычно идут дальше, и выясняют, какая величина больше , а какая – меньше .

Запись неравенств с помощью знаков

Также широко в ходу знак больше или равно вида ≥, а также знак меньше или равно ≤. Подробнее об их смысле и назначении поговорим в следующем пункте.

Урок математики в 1-м классе по теме «Равенство. Неравенство»

Цели:

  • познакомить с терминами « равенство», « неравенство»;
  • продолжить работу по формированию умения сравнивать числа и числовые выражения;
  • отработать устный счет, формируя вычислительные навыки;
  • закрепить пространственные представления;
  • развивать двигательную активность;
  • провести работу по развитию связной речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовительная работа.

Устный счет.

Работа с веером.

В домике живет цифра 5. Нужно узнать какой цифры не хватает на каждом этаже, чтобы результат был равен 5. (Дети показывают ответ с помощью математического веера. )

Счет «цепочкой» от 1 до 10 прямой и обратный от 10 до (мячом).

По очереди посчитайте от 1 до 10.

– Теперь в обратном порядке от 10 до 1.

Работа с математическим набором.

– Откройте математические наборы.

– Положите 4 красных кружка, рядом 1 кружок другого цвета.

– Сколько кружков стало? (5)

– Составьте пример пользуясь цифрами из математического набора. (4+1=5)

– Как записать? (Запись на доске)

– Оставьте цифры 4 и 5.

– Какое число меньше? (4)

– Какую запись записать? (4 4)

– Прочитайте запись. (Пять больше четырех.)

– Уберите математический набор.

Физминутка.

Поднимаем плечики, прыгаем кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок.
Сели, покушаем, тишину послушаем.
Тише-тише, высоко прыгаем легко-легко.

III. Основная часть.

Работа на доске.

– Поставьте 3 морковки сверху.

– Поставьте 3 репки снизу.

– Что можно сказать о количестве морковок и репок? (Их поровну. Столько же.)

– Какой знак поставим между цифрами? (Равно.)

Учитель записывает на доске 3=3.

Это равенство тема урока.

– Кто любит грызть морковку? (Зайчик.)

Учитель ставит зайчика к морковкам.

Какую сказку узнали по картинкам? («Репка»)

Предлагается драматизация сказки «Репка», раздаются сказочные персонажи :

– Встаньте по порядку, как стояли сказочные герои в сказке.

Дети проговаривают последовательность персонажей сказки (кто за кем стоит).

Сколько репок вытащили герои сказки? (1)

– Что нужно сделать с репками, которые расположены на доске? (Убрать 1.)

– Сколько репок? (2)

На доске запись 3 2

Какой знак поставим между цифрами? (>)

– Сколько морковок? (3)

– Какой знак поставим между цифрами? (

Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом
И бегом, бегом.
Тише-тише не спешите
Карусель остановите.
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра.

IV. Закрепление изученного материала.

Работа в учебнике.

– Прочитайте название темы в учебнике. (Равенство. Неравенство.)

– Посмотрите, с какой стороны написаны равенства? (Слева.) Прочитайте.

– С какой стороны в учебнике написаны неравенства? (Справа.) Прочитайте.

V. Рефлексия.

– С какой темой урока вы сегодня познакомились?

– Какой математический знак используется при записи равенства?

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

интернет проект BeginnerSchool.ru

Сайт для детей и их родителей

Числовые равенства и неравенства

Числовые равенства

Чтобы получить запись, называемую числовым равенством, надо два числовых выражения соединить знаком равенства (=).

Представленный пример является верным числовым равенством, но числовое равенство может быть неверным:

Давайте разберем свойства числовых равенств.

  • Если числовое равенство верно, то прибавив к обеим частям этого равенства одно и тоже число мы получим верное числовое равенство .
  • (12 + 3) = (9 + 6)

    12 + 3 = 15 и 9 + 6 = 15

    Равенство верно, теперь проверим свойство

    (12 + 3) + (5 – 2) = (9 + 6) + (5 – 2)

    15 + (5 – 2) = 15 + (5 – 2)

    В обоих случаях равенства верны

    То же самое произойдет, если мы вычтем одно и то же числовое выражение из обеих частей верного числового равенства .

    Проверим это свойство на предыдущем примере заменив действие сложение на вычитание:

    (12 + 3) – (5 – 2) = (9 + 6) – (5 – 2)

    Как мы видим равенство верно.

  • Если числовое равенство верно, то умножив обе части этого равенства на одно и тоже числовое выражение мы получим верное числовое равенство .
  • Проверим и это свойство:

    (75 – 3) = (15 + 57)

    75 – 3 = 72 и 15 + 57 = 72 это равенство верно

    (75 – 3) · (10 – 2) = (15 + 57) · (10 – 2)

    72 · (10 – 2) = 72 · 8 = 576

    Два числовых математических выражения, соединенные знаком «=» называют равенством.

    Например: 3 + 7 = 10 - равенство.

    Равенство может быть верным и неверным.

    Смысл решения любого примера состоит в том, чтобы найти та­кое значение выражения, которое превращает его в верное равенство.

    Для формирования представлений о верных и неверных равенствах в учебнике 1 класса используются примеры с окошком.

    Например:

    Методом подбора ребенок находит подходящие числа и проверяет верность равенства вычислением.

    Процесс сравнения чисел и обозначение отношений между ними с помощью знаков сравнения приводит к получению неравенств.

    Например: 5 < 7; б > 4 - числовые неравенства

    Неравенства также могут быть верными и неверными.

    Например:

    Методом подбора ребенок находит подходящие числа и проверяет верность неравенства.

    Числовые неравенства получаются при сравнении числовых выражений и числа.

    Например:

    При выборе знака сравнения ребенок вычисляет значение выражения и сравнивает его с заданным числом, что отражается в выборе соответствующего знака:

    10-2>7 5+К7 7 + 3>9 6-3 = 3

    Возможен другой способ выбора знака сравнения - без ссылки на вычисления значения выражения.

    Наппимеп:

    Сумма чисел 7 и 2 будет заведомо больше, чем число 7, значит, 7 + 2 > 7.

    Разность чисел 10 и 3 будет заведомо меньше, чем число 10, значит, 10 - 3 < 10.

    Числовые неравенства получаются при сравнении двух числовых выражений.

    Сравнить два выражения - значит сравнить их значения. Например:

    При выборе знака сравнения ребенок вычисляет значения выражений и сравнивает их, что отражается в выборе соответствующего знака:

    Возможен другой способ выбора знака сравнения - без ссылки на вычисления значения выражения. Например:

    Для постановки знаков сравнения можно провести такие рассуждения:

    Сумма чисел 6 и 4 больше суммы чисел 6 и 3, поскольку 4 > 3, значит, 6 + 4 > 6 + 3.

    Разность чисел 7 и 5 меньше, чем разность чисел 7 и 3, поскольку 5 > 3, значит, 7 - 5 < 7 - 3.

    Частное чисел 90 и 5 больше, чем частное чисел 90 и 10, поскольку при делении одного и того же числа на число большее, частное получается меньшее, значит, 90: 5 > 90:10.

    Для формирования представлений о верных и неверных равенствах и неравенствах в новой редакции учебника (2001) используются задания вида:

    Для проверки используется метод вычисления значения выражений и сравнения полученных чисел.

    Неравенства с переменной практически не используются в последних редакциях стабильного учебника математики, хотя в более ранних изданиях они присутствовали. Неравенства с переменными активно используются в альтернативных учебниках математики. Это неравенства вида:

     + 7 < 10; 5 -  > 2;  > 0;  > О

    После введения буквы для обозначения неизвестного числа такие неравенства приобретают привычный вид неравенства с переменной:

    а + 7>10; 12-d<7.

    Значения неизвестных чисел в таких неравенствах находятся методом подбора, а затем подстановкой проверяется каждое подобранное число. Особенность данных неравенств состоит в том, что могут быть подобраны несколько чисел, подходящих к ним (дающих верное неравенство).

    Например: а + 7 > 10; а = 4, а = 5 , а = 6 и т. д. - количество значений для буквы а бесконечно, для данного неравенства подхо­дит любое число а > 3; 12 - d < 7; d = 6, d = 7, d = 8, d = 9, d = 10, d = 11, d = 12 - количество значений для буквы d конечно, все значения могут быть перечислены. Ребенок подставляет каждое найденное значение переменной в выражение, вычисляет значение выражения и сравнивает его с заданным числом. Выбираются те значения переменной, при которых неравенство является верным.

    В случае бесконечного множества решений или большого количества решений неравенства ребенок ограничивается подбором нескольких значений переменной, при которых неравенство является верным.

    На данном уроке вы вместе с лягушкой познакомитесь с математическими понятиями: «равенство» и «неравенство», а также со знаками сравнения. На веселых и интересных примерах научитесь сравнивать группы фигур с помощью составления пар и сравнивать числа с помощью числового луча.

    Тема: Знакомство с основными понятиями в математике

    Урок: Равенство и неравенство

    На данном уроке мы познакомимся с математическими понятиями: «равенство» и «неравенство» .

    Попробуйте ответить на вопрос:

    У стены стоят кадушки,

    В каждой ровно по лягушке.

    Если б было пять кадушек,

    Сколько б было в них лягушек? (рис. 1)

    Рис. 1

    В стихотворении говорится, что кадушек было 5, в каждой кадушке по 1 лягушке, никто не остался без пары, значит число лягушек равно числу кадушек.

    Обозначим кадушки буквой К, а лягушек - буквой Л.

    Запишем равенство: К = Л. (рис. 2)

    Рис. 2

    Сравните по количеству две группы фигур. Фигур много, они разного размера, расположены без порядка. (рис. 3)

    Рис. 3

    Составим из этих фигур пары. Каждый квадрат соединим с треугольником. (рис. 4)

    Рис. 4

    Два квадрата остались без пары. Значит, количество квадратов не равно количеству треугольников. Обозначим квадраты буквой К, а треугольники - буквой Т.

    Запишем неравенство: К ≠ Т. (рис. 5)

    Рис. 5

    Вывод : сравнивать количество элементов в двух группах можно, составляя пары. Если всем элементам хватает пары, то соответствующие числа равны , в этом случае ставим между цифрами или буквами знак равно . Эта запись называется равенством . (рис. 6)

    Рис. 6

    Если не хватает пары, то есть остаются лишние предметы, то эти числа неравны . Ставим между числами или буквами знак неравно . Эта запись называется неравенством. (рис. 7)

    Рис. 7

    Оставшиеся без пары элементы показывают, какое из двух чисел больше и на сколько. (рис. 8)

    Рис. 8

    Способ сравнения групп фигур с помощью составления пар не всегда удобен и занимает много времени. Можно сравнивать числа с помощью числового луча. (рис. 9)

    Рис. 9

    Сравните данные числа с помощью числового луча и поставьте знак сравнения.

    Нужно сравнить числа 2 и 5. Посмотрим на числовой луч. Число 2 находится ближе к 0, чем число 5, или говорят, число 2 на числовом луче левее, чем число 5. Значит, 2 не равно 5. Это неравенство.

    Знак «≠» (не равно) лишь фиксирует неравенство чисел, но не указывает, какое из них больше, а какое - меньше.

    Из двух чисел на числовом луче меньшее расположено левее, а большее - правее. (рис. 10)

    Рис. 10

    Можно данное неравенство записать по-другому, используя знак меньше « < » или знак больше « > » :

    На числовом луче число 7 находится правее, чем число 4, следовательно:

    7 ≠ 4 и 7 > 4

    Числа 9 и 9 равны, поэтому ставим знак =, это равенство:

    Сравните количество точек и число и поставьте соответствующий знак. (рис. 11)

    Рис. 11

    На первом рисунке нам необходимо поставить знак = или ≠ .

    Сравниваем две точки и число 2, ставим между ними знак =. Это равенство.

    Сравниваем одну точку и число 3, на числовом луче число 1 находится левее, чем число 3, ставим знак ≠.

    Сравниваем четыре точки и 4. Между ними ставим знак =. Это равенство.

    Сравниваем три точки и число 4. Три точки - это число 3. На числовом луче оно левее, ставим знак ≠. Это неравенство. (рис. 12)

    Рис. 12

    На втором рисунке между точками и числами надо поставить знаки = , <, >.

    Сравним пять точек и число 5. Между ними ставим знак =. Это равенство.

    Сравним три точки и число 3. Здесь тоже можно поставить знак =.

    Сравним пять точек и число 6. На числовом луче число 5 левее, чем число 6. Ставим знак <. Это неравенство.

    Сравним две точки и единицу, число 2 правее на числовом луче, чем число 1. Ставим знак >. Это неравенство. (рис. 13)

    Рис. 13

    Вставьте в окошко число, чтобы полученное равенство и неравенство стали верными.

    Это неравенство. Посмотрим на числовой луч. Раз мы ищем число меньше, чем число 7, значит оно должно быть левее числа 7 на числовом луче. (рис. 14)

    Рис. 14

    В окошко можно вставить несколько чисел. Сюда подходят числа 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6. Любое из них можно подставить в окошко и получить несколько верных неравенства. Например, 5 < 7 или 2 < 7

    На числовом луче найдём числа, которые будут меньше 5. (рис. 15)

    Рис. 15

    Это числа 4, 3, 2, 1, 0. Следовательно, любое из этих чисел можно подставить в окошко, мы получим несколько верных неравенств. Например, 5 >4, 5 >3

    В можно подставить только одно число 8.

    На данном уроке мы познакомились с математическими понятиями: «равенство» и «неравенство», научились правильно расставлять знаки сравнения, потренировались сравнивать группы фигур с помощью составления пар и сравнивать числа с помощью числового луча, что поможет в дальнейшем изучении математики.

    Список литературы

    1. Александрова Л.А., Мордкович А.Г. Математика 1 класс. - М: Мнемозина, 2012.
    2. Башмаков М.И., Нефедова М.Г. Математика. 1 класс. - М: Астрель, 2012.
    3. Беденко М.В. Математика. 1 класс. - М7: Русское слово, 2012.
    1. Igraem.pro ().
    2. Slideshare.net ().
    3. Iqsha.ru ().

    Домашнее задание

    1. Какие знаки сравнения вы знаете, в каких случаях они используются? Запишите знаки сравнения чисел.

    2. Сравните количество предметов на рисунке и поставьте знак «<», «>» или «=».

    3. Сравни числа, поставив знак «<», «>» или «=».

    1. Понятие равенства и неравенства

    2. Свойства равенств и неравенств. Примеры решения равенств и неравенств

    Числовые равенства и неравенства

    Пусть f и g - два числовых выражения. Соединим их знаком равенства. Получим предложение f = g , которое называют числовым равенством.

    Возьмем, например, числовые выражения 3 + 2 и 6 - 1 и соединим их знаком равенства 3 + 2 = 6-1. Оно истинное. Если же соединить знаком равенства 3 + 2 и 7 - 3, то получим ложное числовое равенство 3 + 2 = = 7-3. Таким образом, с логической точки зрения числовое равенство - это высказывание, истинное или ложное.

    Числовое равенство истинно, если значения числовых выражении, стоящих в левой и правой частях равенства, совпадают.

    Свойства равенств и неравенств

    Напомним некоторые свойства истинных числовых равенств.

    1. Если к обеим частям истинного числового равенства прибавить одно и то же числовое выражение, имеющее смысл, то получим также истинное числовое равенство.

    2. Если обе части истинного числового равенства умножить на одно и то же числовое выражение, имеющее смысл, то получим также истинное числовое равенство.

    Пусть f и g - два числовых выражения. Соединим их знаком «>» (или «<»). Получим предложение f > g (или f < g), которое называют числовым неравенством.

    Например, если соединить выражение 6 + 2 и 13-7 знаком «>», то получим истинное числовое неравенство 6 + 2 > 13-7. Если соеди­нить те же выражения знаком «<», получим ложное числовое неравен­ство 6 + 2 < 13-7. Таким образом, с логической точки зрения число­вое неравенство - это высказывание, истинное или ложное.

    Числовые неравенства обладают рядом свойств. Рассмотрим неко­торые.

    1. Если к обеим частям истинного числового неравенства прибавить одно и то же числовое выражение, имеющее смысл, то получим также истинное числовое неравенство.

    2. Если обе части истинного числового неравенства умножить на одно и то же числовое выражение, имеющее смысл и положительное значение, то получим также истинное числовое неравенство.

    3. Если обе части истинного числового неравенства умножить на одно и то же числовое выражение, имеющее смысл и отрицательное значение, а также поменяем знак неравенства на противоположный, то получим также истинное числовое неравенство.

    Упражнения

    1. Установите, какие из следующих числовых равенств и нера­венств истинны:

    а) (5,05: 1/40 - 2,8 ·5/6) ·3 +16·0,1875 = 602;

    б) (1/14 – 2/7) : (-3) – 6 1/13: (-6 1/13)> (7- 8 4/5) ·2 7/9 – 15: (1/8 – 3/4);

    в) 1,0905:0,025 - 6,84·3,07 + 2,38:100 < 4,8:(0,04·0,006).

    2. Проверьте, истинны ли числовые равенства: 13 93 = 31 39, 14 82 = 41 28, 23 64 = 32 46. Можно ли утверждать, что произведение лю­бых двух натуральных чисел не изменится, если в каждом множителе переставить цифры?

    3. Известно, что х > у - истинное неравенство. Будут ли истинными следующие неравенства:

    a)2х > 2у; в) 2х-7< 2у-7;

    б)-x /3<-y /3; г)-2х-7<-2у-7?

    4. Известно, что а < b - истинное неравенство. Поставьте вместо * знак «>» или «<» так, чтобы получилось истинное неравенство:

    а) -3,7a * -3,7b ; г) –a /3 * -b /3 ;

    б) 0,12а * 0,12b ; д) -2(а + 5) * -2(b + 5);

    в)a /7 * b /7; е) 2/7 (a -1) * 2/7 (b -1).

    5. Дано неравенство 5 > 3. Умножьте обе его части на 7; 0,1; 2,6; 3/4. Можно ли на основании полученных результатов утверждать, что для любого положительного числа а неравенство > 3а истинно?

    6. Выполните задания, которые предназначаются ученикам на­чальных классов, и сделайте вывод о том, как трактуются в началь­ном курсе математики понятия числового равенства и числового не­ равенства.

    Класс: 3

    Презентация к уроку












    Назад Вперёд

    Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

    Тип урока: открытие новых знаний.

    Технология: технология развития критического мышления через чтение и письмо, игровая технология.

    Цели: Расширить знания учащихся о равенствах и неравенствах, познакомить с понятием верных и неверных равенств и неравенств.

    Дидактическая задача: Организовать совместную, самостоятельную деятельность учащихся по изучению нового материала.

    Задачи урока:

    1. Предметные :
      • познакомить с признаками равенства и неравенства; расширить представления учащихся о равенствах и неравенствах;
      • познакомить с понятием верного и неверного равенства и неравенства;
      • развитие навыков нахождения значения выражения, содержащего переменную;
      • формирование вычислительных навыков.
    2. Метапредметные :
      1. Познавательные:
        • способствовать развитию внимания, памяти, мышления;
        • развитие умения извлекать информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания;
        • овладение приемами отбора и систематизации материала, уменими сопоставлять и сравнивать, преобразовывать информацию (в схему, таблицу).
      2. Регулятивные:
        • развитие зрительного восприятия;
        • продолжить работу над формированием действий самоконтроля и самооценки учащихся;
      3. Коммуникативные:
        • пронаблюдать над взаимодействием детей в парах, внести необходимые коррективы;
        • воспитывать взаимопомощь.
    3. Личностные :
      • повышение учебной мотивации учащихся путем использования на уроке интерактивной школьной доски Star Board;
      • совершенствование навыков работы со Star Board.

    Оборудование:

    • Учебник «Математика» 3 класс, 2часть (Л.Г. Петерсон);
    • индивидуальный раздаточный лист ;
    • карточки для работы в парах;
    • презентация к уроку, выведенная на панель Star Board;
    • компьютер, проектор, панель Star Board.

    Ход урока

    I. Организационный момент.

    И так, друзья, внимание.
    Ведь прозвенел звонок
    Садитесь поудобнее,
    Начнем скорей урок!

    II. Устный счет.

    – Сегодня мы отправимся с вами в гости. Прослушав стихотворение, вы сможете назвать имя хозяйки. (Чтение стихотворение ученицей)

    В веках математика овеяна славой,
    Светило всех земных светил.
    Ее царицей величавой
    Недаром Гаусс окрестил.
    Мы славим разум человека,
    Дела его волшебных рук,
    Надежду нынешнего века,
    Царицу всех земных наук.

    – И так, нас ждет Математика. В её царстве много княжеств, но сегодня мы посетим одно из них (слайд 4)

    – Название княжества вы узнаете, решив примеры и расставив ответы в порядке возрастания. (Высказывание )

    7200: 90 = 80 С 280: 70 = 4 И
    5400: 9 = 600 Ы 3500: 70 = 50 З
    2700: 300 = 9 В 4900: 700 = 7 А
    4800: 80 = 60 А 1600: 40 = 40 Ы
    560: 8 = 70 К 1800: 600 = 3 Е
    4200: 6 = 700 В 350: 70 = 5 Н

    – Давайте вспомним, что такое высказывание? (Утверждение )

    – Каким может быть высказывание? (Верным или неверным)

    – Мы сегодня с вами будем работать с математическими высказываниями. Что к ним относится? (выражение, равенства, неравенства, уравнения)

    III. Стадия 1. ВЫЗОВ. Подготовка к изучению нового.

    (слайд 5 см. примечание)

    – Княжна Высказывание предлагае вам первое испытание.

    – Перед вами карточки. Найдите лишнюю карточку, покажите (а + 6 – 45 * 2).

    – Почему она лишняя? (Выражение)

    – Является ли выражение законченным утверждением? (Нет, не является, т.к. оно не доведено до логического завершения)

    – А что такое равенство и неравенство, можно ли их назвать высказыванием?

    – Назовите верные равенства.

    – Как по-другому назвать верные равенства? (истинные)

    – А неверные? (ложные)

    – О каких равенствах нельзя сказать, что они истинные? (с переменной)

    – Математика постоянно учит нас доказывать истинность или ложность наших высказываний.

    IV. Сообщение цели урока.

    – И сегодня мы должны узнать, что такое равенство и неравенство и научиться определять их истинность и ложность.

    – Перед вами высказывания. Прочитайте их внимательно. Если вы считаете, его верным, то поставьте в первом столбике «+», если нет – «–».

    До чтения После чтения
    Равенства – это два выражения, соединенных знаком «=»
    Выражения могут быть числовыми и буквенными.
    Если два выражения числовые, то равенство является высказыванием.
    Числовые равенства могут быть истинными или ложными.
    6 * 3 = 18 – верное числовое равенство
    16: 3 = 8 – неверное числовое равенство
    Два выражения, соединенных знаком «>» или «<» - неравенство.
    Числовые неравенства являются высказываниями.

    Коллективная проверка с обоснованием своего предположения.

    V. Стадия 2. ОСМЫСЛЕНИЕ. Изучение нового.

    – Как мы можем проверить, верны ли наши предположения.

    (учебник с. 74.)

    – Что же такое равенство?

    – Что же такое неравенство?

    – Мы выполнили задание княжны Высказывание, и в награду она приглашает нас на праздник.

    VI. Физкультминутка.

    VII. Стадия 3. РЕФЛЕКСИЯ-РАЗМЫШЛЕНИЯ

    1. с. 75, 5 (выведен на экран) (слайд 8)

    – Прочитайте задание, что надо сделать?

    8 + 12 = 20 а > b
    8 + 12 + 20 а – b
    8 + 12 > 20 а + b = с
    20 = 8 + 12 а + b * с

    – Сколько равенств подчеркнули? Проверим.

    – Сколько неравенст?

    – Что помогло выполнить задание? (знаки «=», «>», «<»)

    – Почему остались не подчеркнутые записи? (выражения)

    2. Игра «Молчанка» (слайд 9)

    (Учащиеся на узких полосках записывают равенства и показывают учителю, затем проверяют себя).

    Запиши в виде равенства высказывание:

    • 5 больше 3 на 2 (5 – 3 = 2)
    • 12 больше 2 в 6 раз (12: 2 = 6)
    • х меньше у на 3 (у – х = 3)

    3. Решение уравнений (слайд 10)

    – Что перед нами? (уравнения, равенства)

    – Можем ли мы сказать верные они или ложные? (нет, есть переменная)

    – Как найти, при каком значении переменной верны равенства? (решить)

    • 1 колонка – 1 столбик
    • 2 колонка – 2 столбик
    • 3 колонка – 3 столбик

    Поменяйтесь тетрадями и проверьте работу своего товарища. Оцените.

    VIII. Итог урока.

    – С какими понятиями мы сегодня работали?

    – Какими могут быть равенства? (ложными или истинными)

    – Как вы думаете, только ли на уроках математики надо уметь отличать ложные высказывания от истинных? (Человек в своей жизни очень много сталкивается с различной информацией, и надо уметь отделять истинную от ложной).

    IX. Оценивание работы учащихся и выставление отметок.

    – За что нас может благодарить царица Математика?

    Примечание. Если учитель использует интерактивную школьную доску Star Board, данный слайд заменяется карточками, набранными на доске. При проверке учащиеся работают на доске.